0
12419
Газета Культура Интернет-версия

10.08.2023 17:11:00

Юлия Борисова и Вера Васильева как будто знали секрет вечной молодости

Народные артистки СССР ушли из жизни с разницей в один день

Тэги: театр, народные артистки, юлия борисова, вера васильева, биография


170-7-1480.jpg
Юлия Борисова говорила, что судьба –
это талант плюс характер. 
Фото агентства «Москва»
Поклонников театра потрясли новости, пришедшие одна за другой, – два московских театра лишились своих старейшин, олицетворявших золотую эпоху их истории. В эти дни Театр им. Вахтангова прощается с Юлией Борисовой, а Театр сатиры – с Верой Васильевой. Народные артистки СССР, красавицы и кумиры нескольких поколений театральных и кинозрителей еще до недавнего времени (в 90 лет и старше) сохраняли не только творческую активность, участие в жизни родных театров, но и пребывали в прекрасной моложавой форме. Без оглядки на возраст преодолевали законы времени, словно доказывая, что актерская профессия – самая непостижимая и порой вмещает в себя почти целый век.

Юлия Константиновна и Вера Кузьминична были актрисами разной судьбы и различных характеров. А как говорила Борисова, судьба – это талант плюс характер. Прима Вахтанговского театра была темперамента на сцене, но строго замкнута в личной жизни, практически не давала интервью и очень мало снималась в кино, муза Театра сатиры – наоборот, охотно делилась в телепрограммах со зрителями и житейской мудростью, и тайнами закулисья, имела внушительную фильмографию и в жизни и на сцене была человеком мягким, открытым.

Однако многое и роднит их биографии. Вплоть до прямых параллелей: так, в кинематографе будущих народных артисток открыл и прославил Иван Пырьев, у которого Васильева, еще будучи студенткой, за роль юной сибирячки («Сказание о земле Сибирской») удостоилась высшей награды, Сталинской премии первой степени, а Борисова, приглашенная на роль роковой Настасьи Филипповны в «Идиоте», сделала киноклассикой эту экранизацию романа Достоевского.

Но главное – это замечательное поколение (актрисы-ровесницы родились в 1925 году, начинали творческий путь после войны, дружили) было единодушно в верности выбранным идеалам – идеалам служения сцене: обе актрисы на протяжении всей жизни, более 70 лет, были верны своим театрам, куда поступили сразу после театральных училищ, хотя не всегда переживали счастливые периоды в профессии и получали немало предложений со стороны. Так, по сути, вилась ими нить традиции великой актерской школы – от Марии Ермоловой и Веры Комиссаржевской.

170-7-2480.jpg
Вера Васильева к серебряному возрасту
обрела аристократический шарм. 
Фото агентства «Москва»
И Юлия Борисова, и Вера Васильева всю жизнь отличались особым достоинством, безупречной интеллигентностью, высокими нравственными принципами, трудолюбием и терпением, удивительной скромностью в обычной жизни и, конечно, вечной женственностью. Даже когда, казалось, их время стало уходить (в нулевых годах) и новых ролей они могли не получать годами, они не отчаивались, потому что были увлечены не собой в искусстве, а искусством в себе. Сохраняли жизнелюбие, жажду к профессии, стремление следовать своему предназначению – дарить талант зрителям. Но дарить, не слепо доверяясь режиссеру, партнеру или устоявшейся традиции сценического исполнения, а выстраивая свой неповторимый и самобытный образ в роли, сообразно самостийному взгляду на жизнь.

О Юлии Борисовой, знаменитой принцессе Турандот Вахтанговского театра (эту роль актриса унаследовала от Цецилии Мансуровой), коллеги всегда отзывались как о чутком и надежном партнере по сцене, но и ей самой везло на талантливых партнеров. Именно ее сценические дуэты (подчас исчислялись они не одним десятилетием) с Василием Лановым, Юрием Яколевым, Михаилом Ульяновым, Вячеславом Шалевичем, Николаем Гриценко вошли в историю арбатского театра. В репертуаре хрупкой артистки-инженю с огненным взглядом больше, казалось, преобладали страстные романтические роли идеальных героинь (Шекспира, Гюго, Гоцци), но и народные роли она играла и ярко, и обаятельно, и с трагической удалью, а избранные образы ее современниц (Гелены из «Варшавской мелодии», Вали из «Иркутской истории») и вовсе стали эталонными. Праздничная театральность вахтанговской школы давала Борисовой широкие возможности для органичного перевоплощения. Еще один период взлета уже в новое время подарил ей Римас Туминас, сочинивший для актрисы бенефисные эпизоды в «Пристани» и «Евгении Онегине», где Борисова играла даже не столько своих грациозных героинь, сколько неповторимую театральную судьбу.

Талант, который больше природного амплуа, – еще одно уникальное свойство того старшего актерского поколения, когда сильная индивидуальность актера подчиняла репертуар, а не наоборот. Когда актер был всесилен на сцене и на экране. Так, Юлии Борисовой зритель верил и в гриме колхозной стряпухи, и в «фараоньем» облике Клеопатры, а Веру Васильеву еще долго принимали за коренную сибирячку, так убедителен был ее кинодебют.

Васильевой предстоял путь, начинавшийся как раз с рабоче-крестьянских героинь, узнаваемых и благодаря ее простому происхождению и подходящей по румяной, с ямочками на щеках, внешности, и только в уже зрелом возрасте Васильева получила знаменитую роль графини Розины, «фарфоровой куколки», в прославленной «Женитьбе Фигаро». Репертуар Театра сатиры сопротивлялся ее лирическому, а не характерному дарованию, поэтому и Раневскую, и Кручинину актриса позже сыграла уже не в родном театре, да и к серебряному возрасту в амплуа комической старухи Васильева не перешла – наоборот, приобрела уникальный аристократический шарм, словно переняв его со страниц тургеневских романов. Так что спектакли уже ставили исключительно на нее как на примадонну. Свои последние, хоть и немногочисленные, роли актриса любила (бенефис «Священные чудовища» и автобиографический моноспектакль «Вера»), потому что считала: самое важное – возможность работать, а работать артисткой, по ее мнению, было счастьем. 


Читайте также


"Идите в ковчег – ты и вся твоя семья…"

"Идите в ковчег – ты и вся твоя семья…"

Дарья Михельсон

В театре "Современник" поставили спектакль по мотивам книги "Дневник Анны Франк"

0
1144
Брак по-итальянски

Брак по-итальянски

Геннадий Гутман

Софи Лорен в борьбе за любовь, в свете софитов и на тюремных нарах

0
1959
Опускаем луну, не задавите солистку!

Опускаем луну, не задавите солистку!

Марина Гайкович

В новой постановке романтического "Вольного стрелка" обнаружилась изрядная доля фарса

0
3746
Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Галина Коваленко

Спектакль драматического театра из автономного района Китая показали на фестивале "Балтийский дом"

0
3420

Другие новости