0
10482
Газета Культура Интернет-версия

19.09.2023 18:16:00

Реформа «Золотой маски»: шаг вперед, два шага назад

Конфликт смягчили, но конкурс полностью перейдет к другой дирекции

Тэги: стд, театр, конкурс, золотая маска, конфликт


стд, театр, конкурс, золотая маска, конфликт «Золотая маска» переходит в другие руки. Фото агентства «Москва»

Союз театральных деятелей России (СТД РФ) на сентябрьском заседании рабочей группы по разработке нового положения о премии и фестивале «Золотая маска» продолжил подготовку к смене ее дирекции, но в то же время сделал уступки театральному сообществу. Окончательное это решение или уступки носят выжидательный характер, станет ясно позднее, но действующая административная команда Марии Ревякиной отстранена от премии.

Скандал разгорелся еще летом, когда стало известно, что учредитель «Золотой маски» – СТД – занимается ее новым положением, а договор с многолетней дирекцией премии расторгнут. Утверждение переписанного положения планируется осенью, его проект предполагал изменение основных принципов «Золотой маски». Фактически утверждался отказ от независимости экспертного мнения (созыв экспертного совета (ЭС) и утверждение списков номинантов), которые СТД планировал взять исключительно на себя, а по сути, отдать под окончательное вето Министерству культуры. Пока не ясно, будет ли это закреплено де-юре, но есть мнение, что СТД уже вмешивался в решения экспертного совета на «Маске»-2023 по части отмены номинаций у режиссеров и драматургов.

Посредством сокращения номинаций премии планировался также отказ от полноценного охвата современного театрального процесса, так как введение новых номинаций и категорий (от композитора и художника по свету в персоналиях до эксперимента и современного танца – в жанровом отношении) отражало развитие драматического и музыкального театра за все эти годы – с начала 90-х. Новость о тайном переписывании положения премии взбудоражила театральное сообщество. Стали появляться открытые письма с призывами к союзу остановиться или хотя бы сделать работу над реструктуризацией премии публичным процессом. В самых разных обращениях – и личных, и коллективных – подчеркивалась ценность независимости премии и ее наработанной структуры, отражающей все многообразие современного театра.

Михаил Бычков, худрук Воронежского камерного театра, писал в своем обращении: «Функционеры театрального союза «отжимают» у российского театрального сообщества институцию, авторитет, известность и творческий дух которой обеспечен ее независимостью и неподконтрольностью никакому «начальству»». Как напомнили в открытом письме театры Пермского края, на счету которых десятки золотомасочных номинаций, премия создавалась профессионалами для профессионалов, как сформулировал когда-то ее формулу народный артист Михаил Ульянов, будучи тогда председателем СТД. А то, что на «основе анализа и фиксации живого художественного процесса» в «Маске» появлялись новые номинации (и актерские роли второго плана, и категории современной музыки и танца), было «правдивым отражением реальности», – говорится в письме, размещенном на сайте Пермского театра оперы и балета. В письме Генриетты Яновской и Камы Гинкаса уважаемые режиссеры, мэтры наглядно объясняли невозможность отмены раздутых номинаций: «Каждый работающий в спектакле обязательно тоже должен себя чувствовать причастным к искусству. Странно отказывать в номинации «Лучшая роль второго плана в оперетте/мюзикле». Это же вторая скрипка! Как можно отказать в номинации художникам по свету? Современный мировой театр уже лет 50 есть театр не только артиста, но и театр всяческих технологий. И в первую очередь – искусства света».

Отдельное письмо появилось от цеха современной хореографии: «Планы соединить номинацию «Современный танец» с номинацией «Балет», по сути, станут уничтожением самого явления российского современного танца». «Наличие отдельной номинации – это огромный стимул для работы, поиска нового языка, идей, для развития этого искусства и творческого роста» – так сформулировали протест танцовщики и балетмейстеры.

Череда открытых писем, очевидно, и сыграла свою роль в том, что от этого вопроса повестки на минувшем заседании СТД секретариат отказался. По информации «НГ», против пересмотра перечня номинаций «Маски» выступил гендиректор Большого театра Владимир Урин, аргументируя это тем, что реформы нужно делать в «жирные времена». Однако то, что именно сейчас-то и «не до жиру», демонстрирует как раз второе решение заседания, от которого никакие открытые письма уже, очевидно, не спасут. По сути, основным результатом реформы премии выглядит отвод команды Марии Ревякиной.

«В результате обсуждения было принято решение отложить изменения в перечень номинаций, в порядок формирования и работы экспертных советов и жюри и сосредоточиться на организационно-структурных переменах, прежде всего в вопросах непосредственного участия СТД РФ в вопросах премии и фестиваля», – указано в сводке по итогам заседания. Таким образом, председатель СТД Александр Калягин примет на себя обязанности президента премии (сейчас им является народный артист Игорь Костолевский). Также предложено ввести должность вице-президента «Золотой маски», который возьмет на себя функции заместителя председателя по творческим вопросам. Как стало известно «НГ», на данный момент должность предложена театроведу, профессору, члену секретариата СТД Дмитрию Трубочкину.

Также союз планирует создать собственную структуру, подконтрольную только ему, которая будет исполнять функции исполнительной дирекции. «При этом роль секретариата СТД как представительного органа всего нашего театрального сообщества в вопросах формирования экспертных советов и жюри премии, присуждения специальных премий и других важнейших содержательных вопросов остается решающей», – резюмирует СТД по итогам первого совещания. Кажется, это немного противоречит сказанному в том же документе – о том, что изменения откладываются. Впрочем, формально «Маска» и так всегда контролировалась СТД, эксперты и жюри утверждались секретариатом, но их решение никем не цензурировалось.

Обновленный текст положения, одобренный членами рабочей группы, будет вынесен для утверждения на ближайшем заседании секретариата СТД – в октябре. Проще говоря, СТД намерен довести дело до конца, разве что понизил градус конфликта – слишком уж заметно повисло напряжение в театральном сообществе после объявления о сокращении номинаций. Но главным камнем преткновения так и остается независимый статус премии, и вот отсюда СТД не намерен сдвигаться. Наоборот, среди членов рабочей группы, по информации «НГ», царит полная убежденность, что «Золотую маску» таким образом не ликвидируют, а, наоборот, спасают. Так как действующей дирекции уже отказывают в госфинансировании, а надеяться на самостоятельность спонсоров не приходится. А с помощью СТД премия-де сможет сохраниться. Вопрос теперь, в каком статусе – местечковой раздачи призов своим или независимой оценке творческих достижений?

Сданные действующим ЭС-2023 списки номинантов в конце октября попадут в руки новой дирекции. Ее главой назначен менеджер Владимир Мишарин, и под его руководством должен будет состояться фестиваль-2024, пока по старому перечню номинаций. Если раньше к премии и оставались вопросы, например, об ограниченности выбора жюри, круг которого задавал ЭС по своему усмотрению (жюри могло наградить только тех, кого номинировал экспертный совет, даже если оно с номинациями не согласно), то вскоре, возможно, не придется говорить и о таком выборе – его просто будут диктовать сверху.

Оппоненты дирекции Ревякиной всегда считали, что якобы намеренное игнорирование «Маской» все эти годы отечественных традиций в пользу продвижения неформатного, «радикального», европейского убивает русский психологический театр. Теперь СТД хочет оставить за собой право формировать «правильный» список – это право в известной (летней) версии положения о премии зафиксировано. Вопрос: как им воспользуются? Правый поворот сегодня просматривается во всей культурной политике, но, как известно, ничто насаждаемое насильно не дает стоящих плодов. А на государственном уровне «спасаемая» система Станиславского в середине прошлого века уже приводила к застойной консервации нашего театра.


Читайте также


Зачем Шольц звонил Путину

Зачем Шольц звонил Путину

Олег Никифоров

Канцлер ФРГ использует "российскую карту" в предвыборной кампании

0
1329
"Хезболлу" загоняют в переговорный угол

"Хезболлу" загоняют в переговорный угол

Игорь Субботин

США и Иран склоняют группировку к сделке с Израилем

0
1171
Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Время секонд-хенда. Премьера оперы "Риголетто" прошла в Большом театре

Марина Гайкович

0
1257
Три клика кукольной "Пиковой дамы"

Три клика кукольной "Пиковой дамы"

Владимир Дудин

Премьера спектакля "КвинПикS" состоялась в Театре кукол Республики Карелия

0
994

Другие новости