0
4976
Газета Культура Интернет-версия

03.12.2023 19:07:00

Десятилетие надежности. Владимир Урин покидает Большой театр

Марина Гайкович
Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

Об авторе: Марина Александровна Гайкович – заведующая отделом культуры «НГ».

Тэги: большой театр, руководство, владимир урин, политика, балет, оперный репертуар, валерий гергиев

Рубрика "Я так вижу"

большой театр, руководство, владимир урин, политика, балет, оперный репертуар, валерий гергиев Коллектив Большого тепло простился с Владимиром Уриным. Фото агентства «Москва»

1 декабря сменилось руководство Большого театра: кресло директора занял Валерий Гергиев, Владимир Урин ушел, как объявила Татьяна Голикова, по собственному желанию. Коллектив – на встрече присутствовали руководители ключевых отделов театра – поблагодарил своего руководителя овацией.

Понятно, что никакого желания покидать театр у Владимира Урина не было, как и не было очевидных причин у чиновников, которые предложили такую мягкую (на самом деле унизительную) форму отставки. Большой театр – успешная институция, и главный показатель успешности – проданные билеты. В том числе и то, что на «Щелкунчика» теперь есть шанс попасть обычному человеку, не отягощенному статусом чиновника «с рычагом» или возможностью купить билет у спекулянта. Система продажи билетов по паспорту – неповоротливая, но работающая.

Десять лет работы Урина – безусловно, для истории Большого значительны. Его продюсерское чутье позволяло выстраивать репертуар так, что театр был лидером повестки – по крайней мере, если судить по количеству «Золотых масок», пока премия была еще в авторитете и руководствовалась правилом «профессионалы – профессионалам». Чем более уходил в тень Мариинский театр, тем более высвечивался Большой, и даже набиравшие обороты Пермь и Екатеринбург настраивали камертон скорее по Москве, чем по некогда грандиозному Санкт-Петербургу.

Пожалуй, наиболее показательна была политика Урина в балете. Талантливая, работоспособная труппа, укрепленная Махаром Вазиевым в должности худрука, совершенствовала и классику, и современную хореографию. «Укрощение строптивой» Жана-Кристофа Майо, «Анна Каренина» Джона Ноймайера, реконструкции классики Алексея Ратманского или Пьера Лакотта, блокбастеры Юрия Посохова – Кирилла Серебренникова «Герой нашего времени» и «Нуриев», одноактовки мэтров contemporary dance – все это держит планку Большого на самом высоком уровне.

Не так обстояло дело в опере: Молодежная программа давала ценные кадры, но новый музыкальный руководитель театра Туган Сохиев с легкостью с ними расставался, подарив европейским и американским театрам превосходных певцов. Идея Урина создать труппу, которая бы обеспечивала исключительное качество спектаклей, не выгорела: исключительное качество обеспечивают певцы, которые хотят и должны петь по всему миру, и тут желания сторон не совпали. Но зато Урину удалось заполучить Анну Нетребко – примадонна не только получила «свою» роль в Большом («Манон Леско» была поставлена для нее), но и неоднократно пела в репертуарных спектаклях.

В оперном репертуаре политика Урина была умеренной: его стратегия заключалась в том, что на этой сцене ставили заслуженные режиссеры из драмы. Не всегда удачно. Но на другой чаше весов были копродукции с титулованными европейскими институциями, подарившими Большому генделевскую «Альцину» в постановке Кэти Митчелл или «Билли Бадда» Бриттена (режиссер Дэвид Олден). Именно при Урине в Большом появился барочный репертуар, с которым театр до сих пор был на вы. Наконец, был заключен эпохальный контракт о постановке трех спектаклей вместе с Метрополитен, и хотя осуществлены были лишь два – «Саломея» и «Лоэнгрин», к тому же без изначально заявленной Анны Нетребко, для российского театра это было событие грандиозное. В Большом появился спектакль Клауса Гута, режиссера-звезды, а заглавную партию в нем пела лучшая Саломея мира – Асмик Григорян. Наконец, Владимир Урин, уступив желаниям публики и наступив на горло своим собственным предпочтениям, пригласил в театр Дмитрия Чернякова, и его «Садко» был одним из самых лучших спектаклей последних десяти лет.

Владимир Урин с максимальной долей деликатности осуществил присоединение к Большому Камерного театра имени Бориса Покровского, не нарушив ни репертуарных принципов этого уникального театра, ни единства труппы. Жаль, что ему не удалось начать реконструкцию этой сцены – говорят, проект очень красивый. Калининградскому филиалу мудрый директор тоже обещал максимум самостоятельности, но он, увы, еще недостроен.

Корабль Большого достойно проплыл сквозь годы пандемии: щадящие ограничительные меры позволили директору заполучить на ряд спектаклей и Нетребко, и Ильдара Абдразакова, и даже Пласидо Доминго, пусть последний уже и не на пике формы. Принципы не позволили Урину промолчать, когда страна вступила на путь СВО, хотя в дальнейшем театр и подключился к программе поддержки новых регионов, а из репертуара исчезли спектакли «неблагонадежных» Серебренникова, Кулябина, Феодори. Время компромиссов.

Как бы там ни было, зритель мог быть уверен: сегодня он получит достойный спектакль, качество которого не подлежит сомнению. А вот впереди у театра – абсолютная неопределенность, но это предмет отдельного разговора. 



Читайте также


Современный Шейлок

Современный Шейлок

Владимир Соловьев

Бенджамин Дизраэли: писатель, который предпочел стать политиком

0
3015
Миронов критикует Беглова как хозяйственника

Миронов критикует Беглова как хозяйственника

Иван Родин

Губернатору Северной столицы был сделан ряд публичных замечаний

0
2895
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
4229
Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Маск продолжает заманивать Гренландию в состав США

Денис Писарев

0
1913

Другие новости