0
4107
Газета Культура Интернет-версия

03.12.2023 18:49:00

Кавалер "Онегина" прибыл с бала на концерт

В зале "Зарядье" спел Ферруччо Фурланетто

Тэги: зарядье, концерт, итальянский бас, ферруччо фурланетто, оперная премия онегин


зарядье, концерт, итальянский бас, ферруччо фурланетто, оперная премия онегин 74-летний певец до сих пор активно выступает. Фото Лилии Ольховой/пресс-служба зала «Зарядье»

Визит столь крупной знаменитости с Запада, каковой является итальянский бас Ферруччо Фурланетто, по нынешним временам разрыва почти всяческих контактов с Европой и Америкой – явление экстраординарное. А со стороны вокалиста – почти героическое: отразится ли его «демарш» как-то на карьере дома – жизнь покажет. А на текущий момент именитого певца пока рады видеть многие театры мира – по осени, уже в этом сезоне он пел в берлинской Штаатсопер и венской Фольксопер, на вторую половину сезона запланированы выступления в Венгерской госопере, оперном театре австрийского Граца и вновь в Берлине. Поэтому не скажешь, что к нам маститый итальянец приехал потому, что его больше нигде не ждут: ждут и еще как – Фурланетто – это, безусловно, имя.

В Россию Фурланетто заглянул за оперной премией «Онегин» (он безальтернативно ее получил в номинации «От России с любовью»), спел в Мариинке своего коронного короля Филиппа в «Дон Карлосе», а для Москвы припас сольную концертную программу, сочетавшую две его исполнительские ипостаси, оперную и камерную. В обеих он преуспел за время своей внушительной по продолжительности карьеры: 19 марта будущего года исполнится полвека, как Фурланетто выходит на сцену.

В 1974-м он сразу начинал с Верди, причем со значительных партий – Спарафучиле в «Риголетто» и Банко в «Макбете». Потом был громкий дебют с Караяном в Зальцбурге («Дон Карлос», 1986), после чего певец вошел в число топовых исполнителей: его богатый, фактурный бас сразу рассматривался как подходящий для драматических ролей в операх главного итальянского композитора. Правда, он очень долго не расставался с Моцартом и Россини – по некоторым оценкам, именно для такого рода музыки его голос больше подходит, чем для романтической оперы. До России певец добрался уже в начале нынешнего века, пел здесь неоднократно в театрах и концертных залах обеих столиц, в том числе и в русском репертуаре, который он включил в репертуар во второй половине своей карьеры. Кроме того, Фурланетто – редкий пример оперного певца, уделяющего камерному репертуару не меньшее внимание, чем собственно оперному.

На концерте в «Зарядье» была продемонстрирована исчерпывающая палитра – практически антология творчества Фурланетто за полвека. В первом камерном отделении – Брамс, Мусоргский, Рахманинов. Во втором, оперном – моцартовские арии, сцены смерти из опер Массне и Мусоргского, коронный Филипп, и на закуску (в качестве биса) – каватина Алеко. Русская музыка звучала много, причем в обеих частях концерта. Оба отделения певцу аккомпанировала русская пианистка Наталья Сидоренко: оперные произведения были, таким образом, поданы в щадящем формате, когда нет необходимости бороться с оркестром.

Тем не менее даже в таком режиме оперные арии прозвучали менее убедительно, чем камерные сочинения: в гораздо большей степени чувствовалась амортизированность голоса, общая усталость, трудности борьбы с экстремальными участками диапазона партий, особенно это касалось верхнего регистра. Наивно ожидать от 74-летнего вокалиста юной свежести тембра и мощи молодого атлета, но даже и с учетом этого фактора контраст между камерным и оперным отделениями не заметить было невозможно. Безусловно, певец сохранил свой красивый тембр, массивный, богатый, объемный звук; наработанное мастерство и накопленный опыт ему позволяют скрадывать объективные недостатки и переключать внимание публики на тонкости драматической игры – тем не менее оперные фрагменты ему даются с заметным трудом: кроме борьбы с верхними нотами есть проблемы с кантиленой, а иногда и с интонацией. Что касается актерской выразительности, то в Лепорелло, Филиппе или Дон Кихоте она более естественна и трогательна. Очевидно, что певец точно понимает смысл пропеваемого текста. В русских же партиях – гораздо более нарочита, утрированна, не всегда уместна, даже вычурна.

Более щадящая камерная музыка, ориентированная на иную подачу звука, органично заточенная именно на тонкости нюансировки и глубинную, не внешнюю выразительность, была исполнена в первом отделении убедительнее и по вокалу как таковому, и по художественному воплощению. Сумрачно прозвучавшие в самом начале «Четыре строгих напева» Брамса настроили на тон всего концерта, в котором трагические краски превалировали. «Песни и пляски смерти» Мусоргского – образец вдумчивого проникновения в иностранный текст, здесь у певца были продуманы каждая фраза, малейший нюанс. Однако были и разочарования – уровень овладения русской фонетикой оставляет желать лучшего: ведь есть примеры иностранных певцов, тщательнее «вгрызающихся» в сложный русский язык. Это особенно удивительно с учетом того, что русские оперные партии и русскую камерную музыку Фурланетто начал осваивать уже достаточно давно.

Большому мастеру еще многое по плечу, но уже далеко не все, поэтому дозировать нужно буквально каждый шаг – и выбор репертуара, и хронометраж пения как такового. А если оставить за скобками критический настрой и профессиональные оценки, то, безусловно, стоит поблагодарить выдающегося баса за его отважный приезд в Россию и встречу с его уникальным искусством. 


Читайте также


Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
701
 КОНЦЕРТ  "День Левитанского"

КОНЦЕРТ "День Левитанского"

0
2123
 КОНЦЕРТ  Аватар. Музыкальное шоу в Планетарии

КОНЦЕРТ Аватар. Музыкальное шоу в Планетарии

0
3688
Челябинский симфонический оркестр дебютировал в столице с новым главным дирижером

Челябинский симфонический оркестр дебютировал в столице с новым главным дирижером

Марина Гайкович

В начале сезона коллектив возглавил Алексей Рубин

0
9512

Другие новости