Следственных действий с обвиняемыми почти не проводится, но арест им продлевают и продлевают. Фото РИА Новости
Премьера спектакля «Финист Ясный Сокол», который поставила Женя Беркович по пьесе Светланы Петрийчук, состоялась в 2020 году на государственный грант, в 2022-м – постановка получила две национальные премии «Золотая маска», в том числе была награждена драматург. А весной 2023 года постфактум на спектакль, который уже давно был снят с проката, СК РФ возбудил уголовное дело об оправдании терроризма.
Следствие выдвинуло обвинение по статье 202.5 УК РФ (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности), которая предполагает наказание вплоть до семи лет лишения свободы. Спектакль рассказывал о завербованных радикальными исламистами российских женщинах и содержал в том числе мотивы реального «дела Варвары Карауловой», отправившейся в Сирию за мужем-террористом.
Пьеса имеет сказочную форму. В ней не называются впрямую никакие террористические группировки. А ее пафос заключен в прямо противоположной версии следствия идее. Обман, в который попадают женщины силками сладкоречивых игиловцев (ИГИЛ – запрещенная в РФ террористическая организация), оборачивается катастрофой. В то же время показано, как уязвимость героинь, давшая почву для внушения, произрастает из многолетнего социального прессинга.
Спектакль – в его финале звучал приговор суда – по сути, являлся инструкцией о том, как не надо делать, и выступал в качестве профилактики преступлений. Как любое художественное произведение, он говорил со зрителем на языке метафор и по законам искусства – с помощью конфликта разных векторов поведения героев, но этическая позиция его авторов считывалась однозначно. Причем до ареста Беркович и Петрийчук живую постановку в маленьком зале успели увидеть несколько десятков человек, а после того как началось следствие и в открытом доступе появилась его видеоверсия, виртуальных зрителей стало в сотни раз больше.
Беркович и Петрийчук заключены под стражу и находятся в СИЗО с мая. При этом защита и сами арестованные неоднократно на апелляционных судах заявляли, что следственных действий с ними почти не проводится. Теперь назначена дополнительная экспертиза материалов спектакля. Однако, по мнению адвокатов, в постановлении суда до сих пор отсутствуют мотивированные выводы, почему обвиняемые, находясь на свободе, могли бы воспрепятствовать производству по делу.
Дело основано на экспертизе деструктуролога Романа Силантьева. Именно он нашел в спектакле «оправдание терроризма и радикального феминизма». Адвокат Беркович Ксения Карпинская считает, что эти тезисы изначально противоречат друг другу. Также по заключению Минюста сразу было доказано, что на законодательном уровне деструктурология как наука и вовсе не признана.
«Театральным делом» уголовное преследование режиссера и драматурга назвали по аналогии с «делом Кирилла Серебренникова» – его обвиняли в хищении в особо крупном размере на проекте «Платформа», которое режиссер отрицал. По поводу дела Беркович–Петрийчук бытует схожее общественное мнение – у дела формальная зацепка, спектакль лишь повод к судебному процессу. Антивоенные выступления Беркович привлекали к себе особое внимание, ну, а уж если «брать» режиссера, странно не «взять» драматурга, который, собственно, и дал сюжет постановке. Ситуация напоминает и «дело «Тангейзера», только тогда оперный спектакль был обвинен в «оскорблении чувств верующих».
Пока защита каждый раз доказывает бездоказательность обвинения. Но, судя по неоднократному продлению меры пресечения, распространенная практика может сработать и здесь. Спустя год фигуранток, возможно, отпустят – отбытые в СИЗО месяцы пойдут в счет условного срока. Встает вопрос: кому выгодно это дело? Есть и сигналы, которые считываются уже сейчас, – в России вновь настает время, когда острые, дискуссионные темы в искусстве порицаемы и опасны.