Директор ГМИИ Елизавета Лихачева и глава Сбера Герман Греф достигли соглашения о цифровизации музея. Фото пресс-службы Сбера
Сбер и Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) им. А.С. Пушкина будут вместе работать в сфере цифровизации и сохранения мирового культурного наследия для потомков. Среди главных задач сотрудничества – полная оцифровка коллекции музея и создание новых инструментов просвещения и распространения искусства. Это поможет сделать собранные в ГМИИ шедевры более доступными, в том числе для молодого поколения.
Соглашение о сотрудничестве в сфере цифровизации президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф и директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева подписали на открытии выставки «Руанские соборы. Исследование картин Клода Моне из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». Документ предусматривает, что Сбер и его дочерние компании и партнеры помогут музею разрабатывать современные инструменты просвещения и распространения искусства, сохранять и развивать музейные коллекции.
В частности, планируется создание цифровой интерактивной копии музея, а также реализация экскурсионных проектов в режиме дополненной реальности. Банк и музей будут пилотировать модели машинного обучения и другие технологии искусственного интеллекта, которые могут быть полезны музею для популяризации искусства и научной деятельности.
Кроме того, в фокусе внимания – популяризация использования цифровых технологий в работе учреждений культуры. В дополнение к соглашению будет разработана детальная «дорожная карта» по реализации конкретных направлений сотрудничества банка и музея.
«Именно сейчас и здесь искусство и технологии собираются вместе. И одного без другого в современном мире не бывает, – подчеркнул Герман Греф. – Во-первых, любые технологии требуют вдохновения, и где черпать его, как не в культуре и искусстве. Во-вторых, искусство нужно доносить до максимально большого количества людей, в особенности молодых. И для этого нужны самые современные технологии».
По словам главы Сбера, сотрудничество с ГМИИ поможет сделать искусство доступным для миллионов, устранив стоящие перед этим барьеры. «Мы надеемся сделать так, чтобы прекрасные коллекции и способности специалистов Пушкинского музея собирать самые уникальные выставки стали доступными для максимального количества людей в нашей стране», – добавил он.
Герман Греф также напомнил, что сегодня искусство становится предметом коллаборации с технологиями – это так называемый digital art. «Это дает и новые трактовки, и новые представления об исторических музеях и об очень известных картинах, помогает с помощью цифровых технологий восстанавливать утраченные вещи, – пояснил он. – А еще это возможность достучаться до молодого поколения. Не всегда молодые ребята пойдут в музей, поэтому музей должен прийти к ним. И это тоже одно из направлений нашего сотрудничества. Мы должны идти туда, где находятся наши клиенты, наши дети, будущее поколение».
Для любого музея современные технологии предоставляют невероятные возможности: оцифровка коллекции, использование колоссальных баз данных, возникновение несуществовавших методик и инструментов для научной работы и образовательных проектов, перечислила Елизавета Лихачева. «Появление все новых и новых возможностей происходит прямо «здесь и сейчас» по мере развития технологий искусственного интеллекта. Одна из важнейших целей нашей работы – оцифровка коллекции. Это на самом деле огромная задача, с которой не справился ни один музей мира. И мы надеемся с помощью Сбера оцифровать коллекцию полностью», – сообщила она.
Кроме того, перед ГМИИ, как и любым современным музеем, стоит задача найти язык общения с новой, молодой аудиторией, с людьми, которые выросли в мире цифровых технологий и не всегда обладают навыком общения с традиционными видами искусства, добавила Елизавета Лихачева. «Цифра, искусственный интеллект открывают для музейного сообщества совершенно новые горизонты, и я рада, что Пушкинский музей пойдет по этому в какой-то мере не изведанному пути с таким надежным и продвинутым партнером, как Сбер», – отметила она.