Интерпретации Курентзиса редко бывают каноническими, но могут стать ключевыми в исполнительской практике многих произведений. Фото Антона Галкина предоставлено пресс-службой оркестра MusiсAeterna
Теодор Курентзис и оркестр MusiсAeterna исполнили в Большом зале Московской консерватории Девятую симфонию Брукнера. Концерт был посвящен 19-летию коллектива – и маркирование этой некруглой даты вполне может означать старт программы к 20-летию оркестра.
MusicAeterna сыграла свой первый концерт зимой 2005 года в Новосибирске, и с этого момента музыкальная жизнь России претерпела некую встряску. Оркестр при покровительстве театрального менеджера Бориса Мездрича стал резидентом оперного театра. В Перми, куда Курентзис переехал вместе с музыкантами, ситуация повторилась, и хотя открытых конфликтов никогда не было, в кулуарах, конечно, мысль бурлила. Штатный оперный оркестр отрабатывал репертуар за региональную зарплату, варяги снимали сливки – и творческие, и финансовые. Сейчас MusicAeterna работает в Петербурге. В Перми же остались некоторые музыканты, и дирижер Артем Абашев, объединивший всех оркестрантов, создал коллектив, способный сегодня одинаково качественно исполнить и Моцарта, и Вагнера, и Стравинского.
Вызывают ли интерпретации Теодора раздражение или восхищение (равнодушие – никогда), качество оркестровой игры всегда было исключительным. Благодаря таланту музыкантов, их верности маэстро и друг другу или в силу некой внутренней атмосферы, которую создает Теодор, развивая не только пресловутую семейственность, но и артистический дух: за последнее время внутри коллектива – не только оркестра, но и одноименного хора – появилось несколько интересных самостоятельных ансамблей.
MusiсAeterna стал первым русским оркестром, покорившим Зальцбург, отношения с фестивалем продолжаются уже несколько сезонов. Более того, это единственный русский оркестр, который сегодня принимают на Западе: в ближайшее время коллектив выступит в Барселоне, Бари, Турине. Внутри России горизонты тоже расширяются: кроме столиц, на гастрольной карте коллектива – Сочи, Красноярск, Оренбург, Норильск, другие города. Остается и флагманский Дягилевский фестиваль в Перми, где MusicАeterna представлена во всех своих личинах.
Билеты на концерты в столицах стоят дорого, но раскупаются моментально. Не удивлюсь, если кто-то откладывает. Как раз наутро после последнего концерта корреспондент «НГ» случайно услышала, как девушка делилась впечатлением о своем первом походе на концерт MusicAeterna с симфонией Брукнера. Смысл реплики состоял в том, что сила впечатления сполна оправдывает высокую цену. Так и есть.
Девятая Брукнера, последняя симфония композитора, незаконченная и потому породившая сначала целую плеяду «улучшателей» и «очищателей», став загадкой, которую исследователи, в том числе и именитые дирижеры, разгадывали весь двадцатый век. Одни на основе эскизов пытались восстановить последнюю часть или подправить первые три, другие – напротив, максимально приблизить партитуру к авторскому сценарию. Время показало, что трехчастный цикл Девятой симфонии Брукнера, словно наследник двухчастной «Неоконченной» Шуберта, цельный и самостоятельный.
Сочинение, по авторскому комментарию, исполненное благодарности «возлюбленному Богу», прозвучало в исполнении Курентзиса скорее как посвящение Человеку. Или человечности. Удивительно, как дирижер сглаживает конфликты внутри каждой из частей, максимально акцентируя лирические темы. Но не в смысле романтического обнажения чувственности, нет. Его Девятая получилась нежной, трепетной, полной утешения, любви. Тем страшнее воспринимается внезапный катастрофический слом в третьей части, который Курентзис вслед за Брукнером растворяет в колыбельной тишине.