Хор мальчиков исполнил водевиль «Золота тщета». Фото предоставлено пресс-службой Санкт-Петербургской филармонии
*Меццо-сопрано Олеся Петрова и пианист Алексей Гориболь исполнили в Малом зале Петербургской филармонии редко звучащий вокальный цикл Бриттена «Очарование колыбельных». Вечер был посвящен памяти выдающегося музыковеда Людмилы Григорьевны Ковнацкой. Музыка Бриттена и Десятникова звучала в исполнении Рустама Комачкова, Наила Бакиева, Ивана Сизова и хора мальчиков Хорового училища им. М.И.Глинки под управлением Владимира Беглецова. Памяти профессора посвятили и трехдневную международную научную конференцию, организованную сектором музыки Института истории искусств. Один из докладов на ней назывался «Людмила Григорьевна Ковнацкая: музыковед и человековед». *
Переполненный Малый зал филармонии был главным свидетельством тому, как много самых разных людей включала эта уникальная женщина в свою орбиту, будучи далека от замкнутости кабинетно-архивных изысканий, отгороженности от беспокойств жизни, стремительного потока ее событий. При этом среди отечественных музыковедов, отдающих себя науке, найдется не так много профессионалов, способных с кропотливой, въедливой, почти медицинской дотошностью работать с источниками, сопоставлять факты, на основе которых делать точные, обобщения совершать открытия, находки, выводить музыку в широкий социокультурный контекст. Личность и творчество английского композитора Бенджамина Бриттена стали одними из главных объектов исследовательских изысканий Ковнацкой, делом жизни, ее центробежной силой. Если продолжать тему интереса этого ученого к английской музыки, Людмила Григорьевна между делом, как бы само собой создала в Ленинграде эдакий негласный филиал британского королевства, став некоронованной королевой ленинградского музыковедения. Ирина Родионова в кратком вступительном слове вспомнила эпизод из жизни Ленинградской консерватории, где в одном из коридоров однажды встретились аспирантка Людмила Ковнацкая и виолончелист Мстислав Ростропович. Узнав, что партитур Бриттена в стране не достать, Ростропович тут же решил вопрос, ведь и он, и Галина Вишневская были большими друзьями британского композитора. С тех пор началась еще одна дружба Милы, как всегда называл ее Ростропович, длиною в жизнь. Вспомнила Ирина Родионова и о том, что Людмила Ковнацкая, окончившая консерваторию не только как музыковед, но и как пианистка и органистка в классе Исайи Браудо, принимала участие в премьере «Военного реквиема» Бриттена в СССР в Большом зале филармонии в 1964 году, исполненного тогда под управлением Николая Рабиновича.
Людмила Григорьевна написала монографию о еще вовсю тогда живущем Бриттене в 1974 году, опередив многие англоязычные исследования на эту тему, по которой учились и продолжают учиться поколения музыкантов. А фигура Бенджамина Бриттена стала одной из ключевых в истории музыки ХХ века не только в английском, но и мировом контексте. Он с невероятной интенсивностью и азартом развивал жанр музыки со словом, в котором добился фантастических успехов, особенно преуспев в жанре оперы, для которой открыл роскошную перспективу на вторую половину ХХ и XXI век.
Людмила Григорьевна до последнего вынашивала мысль выпустить новое издание монографии, сообщив в письме к автору статьи следующее: «Лёша Гориболь взял с меня слово создать вторую редакцию старушки-книги о ББ (Бенджамине Бриттене – прим.ред.) уйма материалов у меня под рукой. Но душа отравлена. Посмотрим. Обнимаю со сверкой часов (как в «Альберте Херринге»)». Переизданию, увы, не суждено было осуществиться, а упомянутый «Альберт Херринг» – камерная лирико-комическая опера боготворимого ей Бенджамина Бриттена, в которой композитор сатирически прошелся «по ханжеской и лицемерной морали английского общества». На вечере памяти звучала единственная ария из оперы Бриттена – Билли Бадда из одноименного сочинения в исполнении молодого баритона Ивана Сизова, так подходящего по своей психофизике главному герою.
Начался концерт с «Lacrimae», размышлений на темы песен Джона Дауленда, еще одного большого и очень влиятельного героя истории английской музыки, внесшего громадный вклад в развитие вокального жанра. Алексей Гориболь вместе с альтистом Наилом Бакиевым чутко и деликатно вслушивались в своей игре в вариации на темы нескольких песен, в которых тема слез (Lacrimae с лат. – «слеза») была для них основным путеводителем. «Но это не обычные слезы печали – это светлые слезы, которые проливает Музыка», как было написано в сборнике 1604 года, давшем название этому опусу Бриттена. Тема светлых воспоминаний прозвучала и в песне «The Secret Land» («Тайная страна») на стихи Роберта Грейвза, сочиненной Леонидом Десятниковым с посвящением Людмиле Ковнацкой. Еще один молодой талант Андрей Сторожев, которых так любила открывать героиня посвящения, спел о том, что «У каждой царственной женщины есть Тайное царство – он для нее реальней, чем блеклый окрестный мир/…/ Она обещала, что когда я умру, она мне подарит Дом рядом с ее дворцом среди колокольчиков и левкоев – и, может, мы встретимся там». В музыке этой песни искусный стилизатор Леонид Десятников не отказал себе в удовольствии смешать свои краски с палитрой Бриттена, чьи духовно-эстетические миры так тесно соприкасаются во множестве точек. В Сонате in C для виолончели и фортепиано, посвященной Бриттеном Мстиславу Ростроповичу, вместе с Алексеем Гориболем выступил Рустам Комачков. Эту сонату композитор играл вместе с Ростроповичем неоднократно, начиная с премьеры в 1961 году в Олдборо – городке, где в 1948 Бриттен и его друг Питер Пирс учредили фестиваль, продолжающийся по сей день.
Подлинным откровением концерта стал вокальный цикл «Очарование колыбельных» на стихи английских поэтов. Меццо-сопрано Олеся Петрова, по которой так крепко соскучилась петербургская публика, с материнской нежностью и теплотой пела очень разнохарактерные колыбельные Блейка, Грина, Бернса, Рандольфа, Филипа. От предсказуемо сладких до нежно гротескных и меланхоличных, с живущей в них глубокой печалью, бесконечной красотой, тонкостью и выверенностью выразительных средств – певица меняла в пяти колыбельных и адресаты, и типы убаюкивавших дамочек, вновь убеждая в богатстве дара Бриттена-психолога. Пышной кульминацией вечера стало артистичное концертное исполнение водевиля «Золота тщета» по мотивам старинной английской баллады на слова Колина Грэма хором мальчиков под аккомпанемент неутомимого бриттенофила Алексея Гориболя. Концерт состоялся в день рождения Людмилы Ковнацкой, чей фотопортрет с милой джокондовской улыбкой глядел в зал. Однажды на чуть запоздалое поздравление она очень мудро ответила автору статьи: «Нет опозданий совсем – любой день я понимаю как подаренный мне день рождения!»