Фото со страницы фестиваля Вконтакте
В Петербурге состоялся второй, Международный этап фестиваля моноспектаклей «Монокль», который театр - фестиваль «Балтийский дом» проводит каждые два года. Было показано десять спектаклей, три из которых получили призы за участие в первом этапе. Фестиваль закрывался новой работой Константина Райкина по стихам Пушкина и Давида Самойлова.
Каждый вечер камерный зал театра заполнялся публикой полностью: публика истосковалась по психологическому театру, вытесняемому так называемым экспериментальным театром. Все показанные спектакли были интересны, и сделать окончательный выбор было нелегко.
Гран-при получила лауреат первого этапа Лаура Пицхелаури за спектакль «В лучах» по пьесе польского драматурга Артура Палыги в постановке польского режиссера Анджея Бубеня (театр имени Ленсовета). Актриса воссоздала с тончайшим психологизмом духовную жизнь, полную внутренних и внешних борений, великой женщины, дважды лауреата Нобелевской премии, Марии Склодовской – Кюри.
Первая премия была вручена артистке Ереванского государственного драматического театра имени Станиславского Лиле Мукучян за спектакль «Балерина/Варечка» по монодраме известного кинорежиссера Григория Константинопольского «Бешеная балерина». Режиссер Елена Варданян. Актриса показала в целом никчемную жизнь женщины, не состоявшейся ни в профессии, ни в собственной жизни, выдворенной из театра на жалкую пенсию. Но она не вызывает жалости: в ней горит неугасимый огонь любви к искусству, к творчеству. Она выбивается из ряда неудачников, которых в 90– годы была тьма. Несмотря на одиночество, на которое она обрекла себя по собственной воле, она остается актрисой, не предавшей своего призвания, вызывая восхищение своей стойкостью.
Лауреатом Второй премии стала актриса из королевства Бахрейн Рим Ваннус (театр Гильгамеш, Манама) за спектакль «Бытие» по пьесе Кадхима Моанса в постановке Джамала Али Гайлана. Спектакль о страданиях матери, ищущей украденного ребенка, игрался на арабском языке с синхронным переводом. Актриса превратила мелодраму в мощный богоборческий призыв к освобождению женщины Востока, и одновременно это было страстное обращение матери за помощью к Богу. Редкой красоты низкий голос с тончайшими модуляциями, выразительная пластика, органичное слияние с музыкой вызвало желание увидеть Рим Ваннус в таких ролях, как Медея и Федра.
Третью премию получил спектакль «Записки сумасшедшего» Гоголя, представленный Государственным Казахским театром имени Сабита Муканова (Петропавловск, республика Казахстан) в исполнении Асылхана Разиева в постановке Думана Адыкенова. Спектакль шел на казахском языке с синхронным переводом. Молодой режиссер поставил спектакль с опытным, известным в стране актером, предложив необычное для этого произведения, лирическое решение, убедительное в своем воплощении. Поприщин с его тонким восприятием жизни воспринимался как поэт, которого не в состоянии понять чиновный мир холодного Петербурга. Его сложная душевная жизнь вызывала интерес при том, что нам знакомо множество сценических воплощений этой повести. Эта интерпретация получила самый искренний отклик у публики.
Как и на первом, петербургском этапе фестиваля, огромное впечатление произвел спектакль «Невидимого театра» «Друг мой» по монодраме белорусского драматурга Константина Стешика в исполнении Олега Рязанцева в режиссуре Семена Серзина. Олег Рязанцев был награжден «За высочайшее актерское мастерство в работе над современной пьесой». Действительно, этот спектакль хочется смотреть еще и еще. Актер каждый раз вносит новые нюансы. Кажется, что временами он производит над собой психоанализ, бесстрашно раскрываясь перед зрителями, откликающимися на его откровение, как на музыку.
Жюри не хватило наград, потому что площадное действие «Фауст» с включениями классических моментов из Марло, Гете и Пушкина в исполнении Николая Балобана (Театральное объединение ТОК, режиссер Владимир Литвинов) вызвало, не побоюсь сказать, восхищение. Положение спасла Марианна Мхитарян, директор Международного театрального фестиваля «АРММОНО», (республика Армения, Ереван), пригласив его выступить на этом фестивале уже в мае.
Нельзя не сказать о спектакле Владимирского академического театра драмы «Моя мать – секретарь смерти» по пьесе Хадара Гальрона в исполнении Анны Лузгиной в постановке Вячеслава Терещенко. Это рассказ молодой женщины, родители которой были узниками Освенцима, что наложило на них трагический отпечаток: у девочки, под тяжестью воспоминаний родителей, не было детства. Актриса показала ее медленное пробуждение к жизни, любви, материнству. Спектакль отличает большая культура, позволившая снять налет мелодраматизма с пьесы и при всей мрачности сюжета показать радость бытия.
Спектакль Камерного драматического театра из Вологды «Неточка» по неоконченному роману Достоевского «Неточка Незванова» в исполнении молодой актрисы Марии Иваненко, режиссер Яков Рубин, достоин упоминания. Трактовка образа героини - подростка, как и ее удачный костюм, современна. При этом тонкая психологическая ткань прозы Достоевского не замутнена псевдосовременными моментами: трудное взросление брошенной всеми девочки в порой невыносимые обстоятельства актриса показывает психологически достоверно и убедительно.
Особое чувство рождает благодарная память театра – фестиваля «Балтийский дом» об участниках «Монокля», которых уже нет с нами, – Михаила Козакова, Армена Джигарханяна, Сергея Юрского, Алексея Девотченко, Валерия Ивченко. На этом фестивале состоялся спектакль - концерт, посвященный памяти большого мастера моноспектаклей Юрия Томошевского. Были проведены онлайн-трансляции, посвященные творчеству Сергея Юрского и вечер «Великие чтецы Пушкина».
Верность традициям и интерес к новым творческим исканиям «Монокля» – порука успеха фестиваля, многие ему лета!
Санкт-Петербург
комментарии(0)