В одном концерте Шомодьи-Тот проявил себя и как органист, и как дирижер. Фото предоставлено пресс-службой ГАСО РТ
В Казани проходит Пятый международный органный фестиваль. В одном из его концертов, посвященных музыке Баха, выступили венгерский органист Даниэль Шомодьи-Тот и его коллега Елена Привалова (Россия–Латвия).
Органный фестиваль в Казани отличается тем, что все его программы включают сочинения для органа с оркестром, да и инициировал этот форум Госоркестр Республики Татарстан (ГАСО РТ) и его руководитель Александр Сладковский. Любопытно, что в Концертном зале имени Сайдашева нередко звучит современная музыка, часто это написанные специально для фестиваля сочинения.
Так будет и на закрытии: 20 марта в программу «Реверансы органу» будут включены пьесы наших современников. Концерт «Лабиринты» Владимира Королевского-старшего исполнит сын композитора Владимир Королевский, «Реверансы» Николая Бирюкова представит органист из Белгорода Тимур Халиуллин, для которого и была написана эта пьеса. А мировую премьеру концерта Антона Танонова «Хронос», написанного по заказу фестиваля, исполнит органистка Евгения Кривицкая. Предварит этот парад новой музыки увертюра Александра Константиновича Глазунова «Карнавал» в исполнении ГАСО РТ и юной московской органистки Ирины Крюковой. Представит каждое сочинение постоянный ведущий концертов фестиваля Петр Татарицкий.
Даниэль Шомодьи-Тот посвятил свою программу исключительно музыке Баха. «Отражения и метаморфозы» – так она называлась. Известно, что Бах использовал музыку одного сочинения в другом. А композиторы будущего вдохновлялись уже его творчеством, цитировали, делали транскрипции баховских пьес. Вокруг таких сочинений и был выстроен концерт.
Но есть и другой ракурс. Шомодьи-Тот – музыкант-универсал: органист, пианист и дирижер. Поэтому в те моменты, когда он был за пультом, солировала Елена Привалова, успешно дебютировавшая на фестивале. В ее исполнении прозвучали симфонии из кантат № 29 и 169, а также Концерт ре минор, хорошо известный в варианте для клавесина или фортепиано.
Две центральные пьесы для органа соло – легендарные Токкату и фугу ре минор и Пассакалию до минор – исполнил Шомодьи-Тот, не только сам раскрывшись как музыкант большого драматического дарования, но и раскрыв впечатляющие возможности концертного органа Зала им. Сайдашева. А Пассакалия в переложении американского дирижера Леопольда Стоковского для симфонического оркестра произвела оглушающее впечатление на слушателей. Отметим и лирическую кульминацию концерта – Адажио «Пасхальной оратории» для гобоя и оркестра, где трепетную и нежную гобойную партию блистательно исполнил солист ГАСО РТ Андрей Шубин.
О своей любопытной биографии Шомодьи-Тот рассказал корреспонденту «НГ».
– Даниэль, судя по вашей биографии, вы музыкант многоликий: органист, пианист, дирижер, при этом дирижируете и в Национальном театре оперетты. Как Бах сочетается с «Сильвой»?
– Это вопрос умения подстроиться под обстоятельства. Дело в том, что вся моя жизнь так строится... Ведь кроме музыки у меня другая деятельность, бизнес в сфере авиации. Я совмещаю эти два вида своей профессиональной жизни и в музыке легко переключаюсь. Сегодня я могу дирижировать в Национальной опере «Щелкунчиком», завтра играть концерт Моцарта с оркестром, а на следующий день Баха на органе.
– Любопытно. Вы пилот?
– Нет, я не профессиональный пилот, но бизнес связан с авиацией. Мой папа был директором аэропорта Будапешта, и это многое в моей жизни определило. С детских лет я был погружен в этот особенный мир. У меня небольшая авиакомпания, которая обслуживает региональные авиалинии. Мы также управляем Музеем авиации – это один из самых посещаемых музеев Будапешта, ежегодно туда приходят 100 тыс. посетителей. В его коллекции есть и несколько российских самолетов. Еще одно направление – гидросамолеты. И тут должен сказать, что мы хотели сотрудничать с Россией, так как отрасль строения гидросамолетов у вас очень развита. Были планы коллаборации, это было всем выгодно, но сейчас они, к большому сожалению, приостановлены.
– Как же вы стали заниматься музыкой?
– У меня с детства была страсть к музыке. Родители меня поощряли. Я начал учиться на фортепиано, потом поступил в консерваторию. И в какой-то момент передо мной встал выбор, по какой дороге идти, стать музыкантом или пилотом. И мое желание стать музыкантом перевесило. Авиация может присутствовать в моей жизни, даже если я не буду пилотом. А наоборот не получилось бы.
– Вы – музыкальный директор города Дебрецена. Из чего складывается ваша работа?
– В Дебрецене есть филармония имени Кодаи со своим симфоническим оркестром и хором, а также Национальный оперный театр. Я музыкальный руководитель обеих этих институций. То есть вся музыкальная жизнь города сконцентрирована в одних руках. В оркестре у меня есть право единоличного принятия решений, в театре – совместно с дирекцией.
– Как вы выстраиваете художественную политику этих институций?
– Я бы сказал, что во главе два момента – вкусы публики и формирование этого вкуса. Обязательно исполняются произведения-шедевры. Но и те произведения, которые воспитывают публику, например, редкие пьесы или современная музыка. Также один из важных моментов – приглашение известных музыкантов всего мира, дирижеров и солистов. В прошлом году филармония отмечала столетие и мы решили пригласить Александра Сладковского. Для меня он ориентир и как музыкант, и как руководитель.
– Сегодняшняя программа полностью посвящена музыке Баха…
– Тут все просто, для меня орган – это Бах. А интересно для меня вот что: как музыка, написанная в основном для небольших органов и камерных ансамблей, прозвучит здесь, на концертном органе с исключительными возможностями и с большим симфоническим оркестром.
Казань–Москва