Абдразаков исполнил только ту музыку, которая подчеркнула траур. Фото Александра Иванова предоставлено пресс-службой фестиваля
Выходные прошли в скорбной тишине: в субботу концертные площадки стали отменять мероприятия, а в воскресенье, 24 марта, в России объявили общенациональный траур по жертвам теракта. На XI Транссибирском арт-фестивале тоже взяли паузу и перенесли субботний сольный концерт Ильдара Абдразакова в Новосибирске на понедельник. Программу посвятили памяти жертв трагического события, а часть вырученных средств пообещали направить на помощь пострадавшим.
«Я думаю о том, что второй раз за время жизни фестиваля мы делаем концерт In memoriam, – говорит художественный руководитель фестиваля Вадим Репин. – И это ужасно. Музыка – великая сила, и очень хочется, чтобы она объединяла нас в радости, но сегодня время скорби, и мы посвящаем наш концерт памяти безвинно погибших». Действительно, это не первый случай на Транссибе, когда страшные события меняют тон проведения фестивальных дней. Так случилось 25 марта 2018 года (и снова март, и снова 20-е числа!), когда пожар в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня» унес жизни 60 человек. Программу фестиваля в тот раз скорректировали: 26 марта Вадим Репин произнес на сцене слова соболезнования и вместе с пианистом Андреем Коробейниковым принял решение заменить светлую Вторую скрипичную сонату Прокофьева на трагическую Первую; 28 марта – в день траура – взамен джазовой программы прошел концерт In memoriam, в котором множество артистов, от Вероники Джиоевой до Томаса Квастхоффа, исполнили сочинения, сопряженные с религиозными и скорбными образами.
Нынешний вечер начался с минуты молчания, публика встала с мест, на экране Концертного зала им. Каца появилась свеча. Программа вновь претерпела изменения, но во втором отделении. В первом же в исполнении звездного дуэта баса Ильдара Абдразакова и пианистки Мзии Бахтуридзе прозвучал вокальный цикл Георгия Свиридова «Отчалившая Русь». Композитор мыслил сочинение как поэму в 12 песнях. Обратившись к стихотворениям Есенина и объединив их по смыслу, он придал новое измерение поэтическим образам: пейзажная лирика оказалась ступенью на пути к более сложным, символическим и, наконец, ключевым для цикла философским песням о России. В них она предстает то Русью отчалившей и плачущей – как выразился Свиридов, «Русью в ее космическом полете», то пространством, с которым связаны светлые надежды. Ильдар Абдразаков тонко выстроил и соотнес эмоциональные кульминации цикла и к последним торжественным гимническим песням «О верю, верю, счастье есть» и «О, Родина, счастливый и неисходный час» подошел с присущей ему страстностью интерпретации. Тем временем в сложнейшей фортепианной партии Мзии Бахтуридзе прозвучали, кажется, все возможные имитации обрядового и бытового колокольного звона, местами парадоксально напоминающие фрагменты из опусов американских композиторов-минималистов («Там, за млечными холмами»).
Вокальная лирика Рахманинова во втором отделении прозвучала не в том объеме, что был изначально заявлен в программе. Из 11 романсов осталось лишь шесть, уместных для концерта In memoriam. Это полные любовной тоски «Она, как полдень, хороша», «В молчаньи ночи тайной», «У врат обители святой», каватина Алеко из оперы «Алеко» и знаменитый романс «Не пой, красавица, при мне». Однако программной удачей стало исполнение двух контрастных сочинений. Во-первых, опуса «Христос Воскрес» на текст Мережковского. В нем поэт обличает «опозоренного человека», что наполняет мир кровью и слезами, продолжая лицемерную песнь пред церковным алтарем. Во-вторых, радостного романса «Весенние воды». Последний Ильдар Абдразаков исполнил без намека на прекраснодушие, но с экспрессией призыва, закликания весны.
Но спасет ли весна мир «опозоренного человека»? Пока она принесла только горе, а спасение утопающего – дело рук самого утопающего. Концерт прошел при усиленных мерах безопасности. По сообщению организаторов, на всех ближайших концертах XI Транссибирского арт-фестиваля предусмотрено дежурство наряда полиции, а также обследование объектов филармонии специалистом-кинологом.
Новосибирск