Как рассказывают экскурсоводы, за яркими работами Ильи Спиченкова некоторые знаменитости буквально охотятся. Фото автора |
В этом году одним из концептуальных новшеств юбилейной ярмарки современного искусства Art Russia, прошедшей в Гостином дворе, стало появление кураторского стенда. Он был посвящен «историям профессионального успеха» художников, продвижению которых способствовала ярмарка. Такой фильтр внутри фильтра. Например, еще издалека, на подходе к кураторскому стенду приковывали к себе взгляд тучный «Яблочный спас» Светланы Малаховой и аллегорические работы Ксении Сандеско – «Горение» и «Коллективный организм».
В целом же число желающих принять участие в ярмарке достигает ежегодно 4 тыс. художников, а отбор кураторского совета проходит чуть больше сотни заявок. И затем художники вступают в творческую схватку за внимание как частных коллекционеров, так и галеристов.
Так что важным элементом кураторского стенда – возможно, для кого-то неожиданно – стала статистика продаж, по которой можно было судить об истории успеха уже самой ярмарки. Допустим, если в 2020-м, в ее первый год, общая сумма продаж была более 20 млн руб., а средний чек составлял 100 тыс. руб., то в 2023-м сумма продаж превысила 60 млн руб., а средний чек достиг 350 тыс. руб. Спрос не просто есть – он растет. Эти цифры задавали тон и пресс-конференции в день открытия. Например, как рассказал фотохудожник Александр Богуславский, на его стенде уже третий год около 80% работ выкупаются либо сразу, либо в течение нескольких месяцев после события.
С учетом разных финансовых возможностей ассортимент того, что можно купить на ярмарке, широкий. Будь то футболки с ярким авторским принтом или шелковые платки за несколько тысяч рублей, экспонаты стоимостью от нескольких десятков до сотен тысяч рублей, арт-объекты за миллион и выше. Среди экспонентов есть как начинающие и перспективные, так и те, кто уже обжился в зарубежных галереях и домашних интерьерах и чьи работы побеждают в международных конкурсах. Например, скульптуры Александра Дедова привлекают американских коллекционеров и уже занимали первые места на фестивале в Катаре, а художница Анна Немчинова получила грант на выставку в Швеции.
Хотя помимо продаж обозначены и другие задачи – расширение присутствия и понимания того, что такое искусство в принципе. С этого года Art Russia начинает работать еще и в виртуальном пространстве – это портал, на котором все резиденты смогут представлять свои произведения. Другое направление – культурная экспансия. «Мы считаем важным продвигать наше российское искусство за рубеж. В первую очередь мы думаем о странах СНГ. Мы хотим сделать филиалы Art Russia в других странах для того, чтобы показать наших талантливых молодых художников», – сообщили основатели ярмарки.
«Art Russia каждый год готовит что-то уникальное, – сказала на церемонии открытия искусствовед Елизавета Фролова. – И впервые ярмарка современного искусства в России делает спецпроект, который посвящен необычной теме – видеоигры и комиксы как искусство».
Правда, на территории самой ярмарки вход в специальное пространство «Вперед в будущее», призванное познакомить посетителей с этим зазеркальем, скромно располагался поодаль от центральной аллеи. Зато каждый, кто туда забредал, сразу замечал советский игровой автомат «Морской бой», и не все уже могли совладать с приливом ностальгии.
И это при том, что сегодня намного громче споры все же о другом – не о комиксах и видеоиграх, а о том, как реагировать на генеративный искусственный интеллект. Как быть с авторством созданных в симбиозе с нейросетями произведений, с их художественной ценностью, и если уж мы о продажах, то и с ценой? Что, кстати, частично все же нашло отражение в той пестрой программе просветительских дискуссий и лекций, которыми сопровождался в течение четырех дней смотр современного искусства.
Но не хватало во всем этом хоть капли самоиронии. Самоироничной рефлексией случайно или по глубокому замыслу на торжественном открытии занялся «Новый театр» Эдуарда Боякова при участии «Аппарат.Театра». Действо называлось «пластический перформанс «Голос». О поисках художником авторского «я». Ударным финалом представления стал повисший в воздухе вопрос о том, что считать искусством – считать ли им перевернутую тележку из супермаркета, украшенную ветками, и какой ценник уместно на этот «бесценный» арт-объект повесить? В том ведь и состоит головная боль кураторов – правильно выбрать. Определившись заодно и с тем, что же значит «правильно».