Цензор решает «перевоспитать» драматурга. Фото с сайта www.vnutri.space
«Академия смеха» – первый совместный проект нового центра культуры и искусства «Прогресс» в Воронеже и московского «Пространства «Внутри». После расторжения контракта Михаила Бычкова с Камерным театром Воронежа (это произошло по инициативе воронежского Минкульта полгода назад) режиссер в статусе свободного художника развивает новую независимую площадку своего города, чью премьеру будут регулярно играть и на московских гастролях.
Помимо «Академии смеха» теперь в афише «Пространства «Внутри» есть и воронежское «Кабаре Галич». Актриса Яна Кузина в сопровождении музыкального трио исполняет 12 песен Александра Галича, каждая из которых становится маленьким спектаклем. Спектакль-концерт вспоминает наследие главного барда 70-х и открывает его в контексте времени заново. Еще один моноспектакль можно увидеть только в воронежском «Прогрессе», и хочется надеяться, что и он, возможно, теперь приедет на гастроли. Это «Правила поведения в современном обществе» Жан-Люка Лагарса. Наталья Шевченко играет безупречную даму высшего света, «зачитывающую» публике лекцию о правилах и ритуалах светского общества. Условности, сопровождающие человека от самого рождения и до смерти, становятся предметом ироничной и философской беседы о смысле жизни. Постановка – настоящий мастер-класс заслуженной артистки, в одиночку держащей публику в неослабевающем внимании.
Наконец, в «Академии смеха» Яна Кузина и Наталья Шевченко встречаются в интерпретации пьесы Коки Митани. И уже сам кастинг является интерпретирующим звеном. «Производственная необходимость» режиссера, лишившегося труппы (но обе артистки ушли из театра вслед за экс-худруком Камерного), натолкнула Михаила Бычкова на неординарное решение. Пьеса является дуэтом Цензора (Шевченко) и Автора (Кузина), чей парадоксальный диалог длиной в неделю разворачивается как схватка с неожиданной развязкой. Роли, ставшие в спектакле женскими, сразу дают необходимое остранение. Актрисы одеты в ярко-красные костюмы-двойки, отдаленно напоминающие кимоно для единоборств, их лица выбелены, а щеки нарумянены. Условность подчеркивает игровую рамку: спектакль мастерски поставлен в духе трагикомедии.
Каждый день драматург приходит к Цензору в надежде получить разрешение на постановку комедии, ремейка Шекспира, для театральной труппы, но изо дня в день Цензор недоволен его работой, уже самим ее жанром, ведь время сейчас такое – не до смеха и любовных перипетий. Время тяжелое – «надо сплотиться». Генеральная линия литераторов должна быть в том, чтобы показать возмездие, готовность каждого человека отдать жизнь. Цензор не скрывает: перешел из отдела экономических преступлений полицейского ведомства, с творческими личностями работать не привык, в театрах не бывает, чувства юмора нет – и не ждите. Зато есть хватка, приобретенная годами работы с преступниками: вывести на чистую воду – его, точнее ее, конек. Цензор Натальи Шевченко – сухая сдержанная дама, синий чулок, она подступает к жертве издалека. Даром что сидят они с Автором за маленьким офисным столом, – огромная дистанция между ними чувствуется в вибрации воздуха. Цензор не стесняется своих буквалистских вопросов, обнажающих недалекость и узость мышления. Она наслаждается своим умением держать собеседника в напряжении.
Протокольная встреча превращается в интеллектуальный ринг: Автор раз за разом подчиняется воле Цензора, а последняя так увлекается аргументацией необходимости правок, что быстро входит во вкус и начинает переписывать пьесу вместе с податливым драматургом. И хотя чувство юмора Автора не дает погрузиться в хандру, день ото дня уступки становятся все крупнее. «Творческие задания», которые выполняет Автор, надеясь приблизится к заветному одобрению рукописи, все больше и больше дают зайти Цензору на территорию его внутренней свободы, по кусочку он отдает свою волю, вскоре записывая сцены уже под диктовку и вычищая один комедийный эпизод за другим. В конце концов Цензор без обиняков говорит, что пропеть славу императору и отдать самую положительную роль в пьесе полицейскому приставу необходимо как можно прямее.
Автор Яны Кузиной – сама витальность, исповедующая смех почти как лекарство, витамин, обязательный к употреблению. Без театра и зрительского смеха в нем она не мыслит жизни, и только на первый взгляд она так быстро и «безболезненно» соглашается на уступки, на деле у нее есть отличный план – довести запрещения до абсурда, и у нее блестяще это получается. Самая смешная и игровая сцена в спектакле, его одухотворяющая кульминация, после которой наступит страшное разочарование, происходит, когда чаша весов перевешивается от Цензора к Автору. Оба входят в раж и вдохновенно сочиняют в эмоциональном союзе. Драматург так увлекает Цензора, что они начинают разыгрывать сценки по ролям. И косная гранд-дама вдруг становится внимающим актером в руках забавляющегося Автора, да так, что весь опыт «следака» начинает у Цензора вылезать как память тела. Наталья Шевченко разыгрывает настоящий следственный эксперимент, пытаясь нащупать лучшее развитие сцены, где стражник по воле Автора помешал своим присутствием поцелую Гамлета и Джульетты. Размягчившись от взаимопонимания, Цензор ставит долгожданную печать, а Автор неожиданно для себя саморазоблачается. Признается в «коварном» плане обвести Цензора вокруг пальца. Но страшнее то, что он рассказывает ему о своем окружении в театре – как его начали презирать в коллективе уже за сам факт такого «сотрудничества». Но ведь Автору искренне казалось, что диалог с властью еще возможен.
Михаил Бычков купирует финал, и спектакль заканчивается открытым вопросом о степени компромисса, на которую готов пойти человек, отстаивая свои убеждения.
Коки Митани написал пьесу в конце XX века, действие ее разворачивается в Японии в начале Второй мировой войны. Но «архетип» сюжета не устаревает: на днях прокуратура утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении театрального режиссера Евгении Беркович* и драматурга Светланы Петрийчук* (обе внесены в РФ в реестр террористов и экстремистов). Дело заведено год назад в связи с пьесой «Финист Ясный Сокол».