Для народного артиста России Александра Лазарева будущий сезон станет дебютным в роли главного режиссера. Фото агентства «Москва»
В середине текущего сезона в Театре Армии (ЦАТРА) произошли весомые кадровые перестановки, сегодня здесь впервые за долгое время, в преддверии 95-го сезона, сформировалась молодая управленческая команда: директор Милена Авимская и главный режиссер народный артист Александр Лазарев. Судя по объявленным на юбилейный сезон планам, театр хотят вернуть в московскую повестку, как это было раньше, когда за его премьерами по-настоящему следили.
Театр находится в подчинении Минобороны, а не Минкульта, поэтому всегда был на особом положении. Но после его основания последним расцветом театра был период 70–80-х годов, когда Андрея Попова сменил на посту главного режиссера Леонид Хейфец – все-таки времени прошло немало. И, конечно, сегодня стоит задача вывести театр из творческого безвременья. Задача непростая еще и потому, что «плацдарм» для работы в буквальном смысле немаленький: зал на полторы тысячи мест «берет» не каждая постановка.
После консервативного руководства Бориса Морозова театр пытался резко встроиться в современные тренды, но ничего толком не получилось: оборудованная Экспериментальная сцена не нашла должного репертуарного наполнения, лаборатория молодых режиссеров не дала своих плодов. Новый подход предполагает поступательное движение по развитию двух главных составляющих: открытию пространства театра (здание театра в форме огромной пятиконечной звезды – памятник советской архитектуры) и углублению репертуара большой формы.
Уже с сентября ЦАТРА можно будет посещать в дневное время, а не только перед спектаклями, сообщила на презентации юбилейного сезона Милена Авимская. «Наш 95-й сезон мы посвятим новой форме взаимодействия со зрителем. Нам очень хочется открыть двери нашего театра не только перед началом спектакля, но и днем. Театр будет работать в совершенно другом режиме. С 12.00 двери театра будут открыты. Вы сможете зайти в музей, в кафе, посмотреть ретроспективу театра или прийти в наш мастер-клуб. Мастер-клубом мы хотим дать возможность зрителям больше узнать коллектив», – рассказала директор.
Мастер-клуб – еще одна инновация для театра, это клуб друзей театра, где зрители по купленному абонементу могут посещать творческие мастер-классы артистов и другие мероприятия.
Для народного артиста России Александра Лазарева будущий сезон в ЦАТРА станет дебютным в роли главного режиссера, пока он только знакомился с труппой, а 25 мая начнутся его первые репетиции. В последние годы артист заинтересовался режиссерской миссией, в родном «Ленкоме» он восстановил легендарный спектакль Марка Захарова «Поминальная молитва» и поставил «Бег» по Булгакову; очевидно, что в нынешнем «Ленкоме» под руководством Марка Варшавера ему уже было тесно. Так что предложение взять на себя ответственную роль лидера другого театра пришло как раз вовремя. И, надо сказать, что такой человек театральной культуры сегодня для ЦАТРА – по-настоящему счастливый билет.
«Конечно, я не думал, что окажусь в Театре Армии, хотя я провел два прекрасных года своей юности в стенах этого театра. Тогда была так называемая команда актеров-военнослужащих при Театре Советской Армии. Это было невероятным везением для всех тех 25 человек, кто туда попадал, потому что время было такое, 1985–1987 годы, когда всех забирали в армию, несмотря на то что учишься в институте. Это было счастьем, потому что я не расставался с профессией, выходил на сцену во всех качествах – и актера массовки, и актера эпизода, а на исходе службы получил одну из главных ролей в детской сказке. При этом у меня существовала постоянная занятость монтировщика и всех остальных подсобных работ по театру, и это мне очень помогло узнать его со всех сторон, хотя я в театре, собственно, и родился. С тех времен у меня осталась масса друзей и невероятное уважение к этому театру», – поделился наследник прославленной актерской династии воспоминаниями юности.
Александр Лазарев задумал поставить «Роман»: премьера по мотивам булгаковского бестселлера «Мастер и Маргарита» запланирована на январь 2025 года. Будет задействована вся труппа, и акцент будет сделан на пластическое решение. Согласно распределению, роль Понтия Пилата (по режиссерской интерпретации она станет ключевой) будут репетировать Максим Аверин и Александр Балуев, а роль Воланда – Александр Домогаров. Таким образом, без работы последний, после скандального ухода из Театра Моссовета, не останется – это уже вторая его роль в ЦАТРА, где он уже играет Арбенина в «Маскараде» Нины Чусовой.
Но открытие сезона 18 сентября состоится с иной премьерой. «К юбилею театра мы хотели бы приурочить спектакль. Потому что театр с такой колоссальной историей должен иметь визитную карточку. И она есть и всегда была. Это спектакль «Давным-давно» («Гусарская баллада»), который был поставлен еще Алексеем Дмитриевичем Поповым и шел почти 90 лет. Спектакль берегли долгие годы, как в «Ленкоме» «Юнону», как во МХАТе «Синюю птицу», как в Вахтанговском «Принцессу Турандот». Затем Борис Морозов осуществил свою редакцию постановки, потом на некоторое время спектакль прекратил свое существование, что мы считаем неправильным», – рассказал Лазарев, добавив, что музыкальный спектакль заново поставит Татьяна Константинова, актриса и режиссер Театра оперетты. На главные роли будут приглашены Дмитрий Дюжев и Анна Большова.
Из других планов. К 80-летию Победы в ВОВ в 2025 году Игорь Угольников совместно с киностудией «Военфильм» готовит театральную премьеру «Суд народов» о Нюрнбергском процессе. К 180-летию Русского географического общества Максим Дунаевский напишет для театра мюзикл «Святая Анна» о русских полярниках, исследователях Арктики. Причем премьера состоится одновременно в двух столицах (в Санкт-Петербурге – в Театре музкомедии). Также театр пригласил композитора и актера Глеба Матвейчука для постановки «Ревизора», его певец положит неожиданно… на балканские мотивы. Так что некоторая смычка с фейковой новостью о том, что Эмир Кустурица собрался возглавить ЦАТРА (такой слух некоторое время бродил по Москве), все же имеется.