Эксперты и коллекционеры констатировали: интерес к русской иконе высок во всем мире.
Интерес к русской иконе в мире остается высоким и сейчас важно заинтересовать этим видом искусства молодых россиян. Об этом шла речь во время профильной дискуссии экспертов в павильоне «Роснефти» на выставке-форуме «Россия» приуроченной к тематическому Дню искусства и Дню славянской письменности. Крупнейшая нефтяная компания РФ много лет поддерживает важные для страны культурные институции, такие как Эрмитаж, а также помогает возрождать центры духовности, в частности Коневский Рождество-Богородничный монастырь.
Панельная дискуссия «Русская икона: фундамент формирования национальной идентичности в изобразительном искусстве» проводилась в павильоне «Роснефти» в День искусства, на нее собрались известные в этой сфере специалисты и коллекционеры. Сейчас те, кто интересуется таким явлением мировой культуры как русская икона, могут посетить в Москве несколько знаковых мест, где изучают историю иконописи, а также собирают важные произведения и стараются знакомить с ними публику. Известный
Эксперт и директор Музея русской иконы Николай Задорожный рассказал о том, как формировался музей. Основатель этой коллекции, Михаил Абрамов, изначально был настроен на создание серьезного просветительского центра, где все желающие могли бы узнать о красоте, происхождении и значении русской иконы. Сейчас в Музее собраны примерно 1000 икон различных времен, причем половина из них была возвращена из разных стран - Америки, Европы и даже Ливана. Посетить экспозицию на Гончарной улице, а также экскурсии можно совершенно бесплатно.
По словам Задорожного, сейчас публике крайне важен рассказ и потому при приобретении новых экспонатов каждый раз задавался вопрос о том, что нового экскурсоводы с его появлением смогут рассказать посетителям об иконописи и истории христианства.
“С сентября по май у нас проводится научный лекторий, который имеет большую популярность, - отмечает заместитель директора Музея русской иконы Сергей Богатырев, - Сейчас его лекции можно наблюдать не выходя из дома, мы наладили вещание на Youtube-канале. Также мы проводим большую концертную программу, около трех концертов в месяц. Это и различные старообрядческие распевы и хоровое пение. То есть будучи образовательным мультидисциплинарным центром, мы привлекаем людей не только русской иконой, но и музыкальными мероприятиями».
“Русская икона популярна во всем мире – я знаю коллекционеров и в Европе и в Америке и в Африке, иногда вне зависимости от вероисповедания человека, - также отмечает коллекционер, антиквар, эксперт по русской иконе Сергей Ходорковский. - Это искусство затрагивает струны человеческой души”.
Директор проекта Russian Icon, направленного на популяризацию русской иконы за рубежом Илья Кушнирский согласен, что интерес к русской иконе очень высок в разных частях мира. “Я долго жил в Латинской Америке, Аргентине, Бразилии, Мексике, где есть большая диаспора русских людей. И люди очень хорошо воспринимают русскую икону, принимают эти образы, и когда встречаются с этим – им это интересно. Интерес нужно культивировать в плане выставок, музейной деятельности, в этом есть будущее. Выставок проводится немного, но мы получили огромный отклик – у нас есть предложения из Буэнос- Айреса (Аргентина), из Гвадалахары (Мексика)”.
Чем заинтересовать молодых людей
По словам Сергея Богатырева, который также является заместителем директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, хотя в целом в обществе сейчас растет интерес к русской иконе, сейчас одна из важнейших задач – доходчивее рассказать об этом явлении молодым россиянам. «Молодежи это зачастую неинтересно, поэтому для привлечения молодых людей мы работаем в разных направлениях, - отметил специалист. - Например, в музее имени Андрея Рублева сейчас завершается проект создания диджитал-маршрута по экспозиции — это контент с видеороликами, рассказами о каких-то интересных исторических фактах, и так далее. Этот контент будет интегрирован в нашу страница в социальной сети "ВКонтакте", таким образом мы хотим максимально привлекать молодежную аудиторию. А привлекать ее надо с малых лет, потому мы предлагаем детям различные экскурсии, мастер-классы и многое другое. Например, в нашем музее есть "Мастерская иконописца", где детишками и взрослым рассказывают, как создаются иконы, что всем интересно. И конечно, присутствие в социальных сетях само по себе расширяет аудиторию. Не все ее представители придут в музей, но посмотрев подкасты, ролики, поставив лайк, люди получат представление о красоте, национальном вкладе древнерусского искусства в мировую культуру”.
“Нужно искать цифровые способы, виртуальные средства для того, чтобы можно было приблизить молодую публику к русской иконе”, - согласен с коллегой Илья Кушнирский.
Он рассказал, как его отец Олег Кушнирский с юных лет ездил в экспедиции, искал памятники иконописи и всегда мечтал собрать коллекцию, которая бы вошла в историю мирового искусства. “В 90-е он начал собирать позднюю русскую икону – это Палех, Мстера, владимирские села. Он увидел в этом всем что-то магическое, начал ездить по выставкам, антикварным салонам и эксклюзивно подбирать иконы. Отец мечтал, что когда-то его коллекция станет частью какого-то музея. Также он мечтал издать книгу, чтобы пустить свои находки в научный обиход. Мы смогли найти исследователей, которые смогли изучить эту коллекцию, каталогизировать и сейчас это издание – эталон, по которому можно изучать позднюю русскую икону”. В каталоге содержится 60 памятников, которые изучены до мелочей. “Теперь они пущены в научный оборот, ученые смогут по этой книге в дальнейшем изучать целый пласт поздней русской иконы. В книге также есть научные статьи, которые описывают важность этого явления. Это серьезный научный труд”, - говорит Кушнирский.
“Уровень понимания иконы за рубежом ниже, чем в России по понятным причинам, - отмечает Сергей Ходорковский. - Сделать грамотную книгу не допустив ошибок в атрибуции, описании работ – дорогого стоит. Теперь эта работа является опорой и для искусствоведов, и для иконописцев, и просто для коллекционеров и любителей русской иконы”.
|
Илья Кушнирский отмечает высокий интерес к русской иконе за рубежом. |
Будут ли шедевры в XXI веке
У современных искусствоведов и реставраторов появляется все больше технических возможностей для изучения и атрибуции икон. “Раньше же исследователь полагался только на свою насмотренность - у каждого времени свои приемы письма, - рассказывает Задорожный. - В XX веке начали применяться научные методы исследования - профессионалы стали пользоваться микроскопами, рентгеном, инструментально изучать произведения искусства. Но многие памятники все равно вызывали среди искусствоведов споры. Часто бывают стилистически похожие вещи XVI и XIX века, иногда иконописцы повторяли мотивы и чисто визуально отличить работы бывало сложно. Я начал изучать иконы в 80-е годы, работал реставратором и в это время была насмотренность, но научно объяснить не мог - почему какая-то икона XVII века, а не XIX. Я пошел во Всероссийский институт реставрации и познакомился с Майей Марковной Наумовой, которая изучала состав красок, пигментов и мы выяснили, что в каждом веке он менялся. Тогда появилась возможность атрибуции. Картинка стала более ясной”.
Причем, по словам Задорожного, в то время в СССР иконы не были никому нужны и он сам, бывало, доставал шедевры с чердаков деревенских домов, с колоколен заброшенных церквей, где они иногда лежали под кучами голубиного помета. “Коллекционерами в 80-е годы были в основном небогатые люди, которые пополняли коллекции за счет экспедиций по селам, - отмечает директор Музея русской иконы. - А когда Запад проникся интересом – в СССР тоже начался взрыв интереса и иконы нелегально хлынули за границу. Там они к счастью были сохранены, а потом стали возвращаться обратно. Таким образом, интерес западных собирателей сыграл огромную роль в спасении русского искусства. Если бы не они, иконы не были бы сохранены и нечего было бы возвращать обратно”.
Как отмечает Николай Задорожный, современные художники в основном подражают старым мастерам. “У нас экспозиция построена хронологически, и когда входишь в зал музея – видишь, что вот икона XVII века, вот XVIII - определенный стиль, характеристики. Сейчас такого нет – все повторы, подражания, копии, невозможно сказать, что это икона XXI века”, - сетует специалист. Тем не менее, Богатырев считает, что в конце XXI века наши потомки смогут найти шедевры, которые тоже будут интересны коллекционерам и попадут в музеи. “Однако сейчас в среде искусствоведов нет единой позиции, что есть какие-то значимые современные школы иконописи или иконописцы”, - отмечает он.
“Икона это и образ для моление, окно в Горний мир, но и произведение искусства, - говорит Сергей Ходорковский. - Не каждый человек может написать икону, нужно находиться в определенном состоянии. Раньше писали иконы монахи, перед тем, начать это делать автор постился, готовился духовно и тогда получались шедевры, которым хочется и любоваться, и которым хочется молиться”.
Мультидисциплинарный День искусства
Кроме панельной дискуссии в День искусства в павильоне “Роснефти” Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД России, представил проект «Нам нужен Дягилев». С МГИМО «Роснефть» сотрудничает уже почти 20 лет. Сопредседатель организационного комитета фестиваля, проректор по правовым, административным вопросам и цифровизации МГИМО МИД России Сергей Шитьков рассказал гостям павильона о том, как проходили главные события форума, объединившего культурные, выставочные, художественные и образовательные активности на российских и зарубежных площадках.
Кроме того, посетители павильона смогли совершить виртуальную экскурсию по Государственному Эрмитажу. В этом музее в Петербурге при поддержке “Роснефти” были открыты три зала обновленной экспозиции «Культура и искусство Китая», которые посвящены эпохе Цин XVII–XIХ веков. Приглашения на эту выставку разыгрывались во время проведения тематических викторин.
В павильоне «Роснефти» на ВДНХ состоялась выставка фотографий и картин, выполненных сотрудниками компании.
|
Напомним, крупнейшая российская нефтяная компания несколько лет помогает организовывать выставки в Эрмитаже. В частности, при ее поддержке состоялась выставка «Линия Рафаэля», посвященная Рафаэлю Санти, и выставка «Пьеро делла Франческо. Монарх живописи», а также действует постоянная экспозиция «Античная колонизация Северного Причерноморья». Кроме того, компания тесно сотрудничала с Государственным музеем изобразительных искусства (ГМИИ) им. А.С. Пушкина. Одними из наиболее известных их совместных проектов можно назвать выставку Рафаэля под названием «Поэзия образа. Произведения из галереи Уффици и других собраний Италии», уникальную выставку японских гравюр «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» и выставку картин Томаса Гейнсборо.
В «Роснефти» сотрудники тоже пытаются равняться на великих мастеров и занимаются искусством - в павильоне на ВДНХ даже прошла выставка фотографий и картин сотрудников компании.
Также в День искусства гости павильона увидели фильм о возрождении Коневского Рождество-Богородничного монастыря. Это крайне важная для Северо-Запада Руси обитель, которая была отреставрирована при помощи “Роснефти”. Масштабные работы по реконструкции монастыря завершились в августе 2021 года. Как уже сообщала “Независимая газета”, к восстановлению обители были привлечены высококлассные специалисты, художники и реставраторы, которым удалось воссоздать объект с соблюдением мельчайших исторических деталей. Кроме того, «Роснефть» оснастила монастырь современной энергетической, телекоммуникационной, хозяйственно-бытовой и транспортной инфраструктурой.
Напомним, «Роснефть» уже много лет сотрудничает с Хором Сретенского монастыря. Этот знаменитый музыкальный коллектив при поддержке компании с 2015 года успел провести множество гастрольных туров. Зрители смогли увидеть музыкальные программы «Роснефть. Великой Победе посвящается», «Несвятые святые», «Романовы», «Россия: время, вперед!», «Шедевры мировой культуры», «Жизнь». Концерты проводились не только в городах присутствия компании, но и за рубежом. История мужского Хора Сретенского монастыря насчитывает уже более 700 лет и он известен своей особой исполнительской манерой. Музыканты дали концерты более чем в 45 странах, выступая на самых знаменитых и необычных площадках, например в соборе Парижской Богоматери и в резиденции папы Римского в Ватикане. В 2018 году «Роснефть» организовала концерт хора в столице Катара Дохе. К 75-летию Великой Победы музыкальный коллектив подготовил особую программу «Подвиг во имя любви», а к 78-летию знакового для отечественной истории события создал новую постановку, включавшую музыкально-поэтические шедевры военных лет, а также патриотические произведения, созданные в послевоенное время. Выступление хора сопровождалось показом видеографики на специальной светодиодной конструкции, что превращало концертную программу монастырского хора в яркое зрелище, интересное и для молодежи. Хор недавно выступал и в павильоне «Роснефти» на выставке-форуме «Россия».
|
Триумфатором федеральной акции «Миллион от «Семейной команды» стал Александр Силкин. Фото с сайта www.rosneft.ru |