0
4427
Газета Культура Интернет-версия

26.05.2024 18:08:00

Интерес к русской иконе растет во всем мире

В павильоне «Роснефти» на ВДНХ эксперты и коллекционеры поговорили о прошлом и настоящем традиционного русского искусства

Тэги: вднх, роснефть, день искусств, панельная дискуссия, популяризация, русская икона, национальгная идентичность, изобразительное искусство


вднх, роснефть, день искусств, панельная дискуссия, популяризация, русская икона, национальгная идентичность, изобразительное искусство Эксперты и коллекционеры констатировали: интерес к русской иконе высок во всем мире.

Интерес к русской иконе в мире остается высоким и сейчас важно заинтересовать этим видом искусства молодых россиян. Об этом шла речь во время профильной дискуссии экспертов в павильоне «Роснефти» на выставке-форуме «Россия» приуроченной к тематическому Дню искусства и Дню славянской письменности. Крупнейшая нефтяная компания РФ много лет поддерживает важные для страны культурные институции, такие как Эрмитаж, а также помогает возрождать центры духовности, в частности Коневский Рождество-Богородничный монастырь.

Панельная дискуссия «Русская икона: фундамент формирования национальной идентичности в изобразительном искусстве» проводилась в павильоне «Роснефти» в День искусства, на нее собрались известные в этой сфере специалисты и коллекционеры. Сейчас те, кто интересуется таким явлением мировой культуры как русская икона, могут посетить в Москве несколько знаковых мест, где изучают историю иконописи, а также собирают важные произведения и стараются знакомить с ними публику. Известный

Эксперт и директор Музея русской иконы Николай Задорожный рассказал о том, как формировался музей. Основатель этой коллекции, Михаил Абрамов, изначально был настроен на создание серьезного просветительского центра, где все желающие могли бы узнать о красоте, происхождении и значении русской иконы. Сейчас в Музее собраны примерно 1000 икон различных времен, причем половина из них была возвращена из разных стран - Америки, Европы и даже Ливана. Посетить экспозицию на Гончарной улице, а также экскурсии можно совершенно бесплатно.

По словам Задорожного, сейчас публике крайне важен рассказ и потому при приобретении новых экспонатов каждый раз задавался вопрос о том, что нового экскурсоводы с его появлением смогут рассказать посетителям об иконописи и истории христианства.

“С сентября по май у нас проводится научный лекторий, который имеет большую популярность, - отмечает заместитель директора Музея русской иконы Сергей Богатырев, - Сейчас его лекции можно наблюдать не выходя из дома, мы наладили вещание на Youtube-канале. Также мы проводим большую концертную программу, около трех концертов в месяц. Это и различные старообрядческие распевы и хоровое пение. То есть будучи образовательным мультидисциплинарным центром, мы привлекаем людей не только русской иконой, но и музыкальными мероприятиями».

“Русская икона популярна во всем мире – я знаю коллекционеров и в Европе и в Америке и в Африке, иногда вне зависимости от вероисповедания человека, - также отмечает коллекционер, антиквар, эксперт по русской иконе Сергей Ходорковский. - Это искусство затрагивает струны человеческой души”.

Директор проекта Russian Icon, направленного на популяризацию русской иконы за рубежом Илья Кушнирский согласен, что интерес к русской иконе очень высок в разных частях мира. “Я долго жил в Латинской Америке, Аргентине, Бразилии, Мексике, где есть большая диаспора русских людей. И люди очень хорошо воспринимают русскую икону, принимают эти образы, и когда встречаются с этим – им это интересно. Интерес нужно культивировать в плане выставок, музейной деятельности, в этом есть будущее. Выставок проводится немного, но мы получили огромный отклик – у нас есть предложения из Буэнос- Айреса (Аргентина), из Гвадалахары (Мексика)”.

Чем заинтересовать молодых людей

По словам Сергея Богатырева, который также является заместителем директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, хотя в целом в обществе сейчас растет интерес к русской иконе, сейчас одна из важнейших задач – доходчивее рассказать об этом явлении молодым россиянам. «Молодежи это зачастую неинтересно, поэтому для привлечения молодых людей мы работаем в разных направлениях, - отметил специалист. - Например, в музее имени Андрея Рублева сейчас завершается проект создания диджитал-маршрута по экспозиции — это контент с видеороликами, рассказами о каких-то интересных исторических фактах, и так далее. Этот контент будет интегрирован в нашу страница в социальной сети "ВКонтакте", таким образом мы хотим максимально привлекать молодежную аудиторию. А привлекать ее надо с малых лет, потому мы предлагаем детям различные экскурсии, мастер-классы и многое другое. Например, в нашем музее есть "Мастерская иконописца", где детишками и взрослым рассказывают, как создаются иконы, что всем интересно. И конечно, присутствие в социальных сетях само по себе расширяет аудиторию. Не все ее представители придут в музей, но посмотрев подкасты, ролики, поставив лайк, люди получат представление о красоте, национальном вкладе древнерусского искусства в мировую культуру”.

“Нужно искать цифровые способы, виртуальные средства для того, чтобы можно было приблизить молодую публику к русской иконе”, - согласен с коллегой Илья Кушнирский.

Он рассказал, как его отец Олег Кушнирский с юных лет ездил в экспедиции, искал памятники иконописи и всегда мечтал собрать коллекцию, которая бы вошла в историю мирового искусства. “В 90-е он начал собирать позднюю русскую икону – это Палех, Мстера, владимирские села. Он увидел в этом всем что-то магическое, начал ездить по выставкам, антикварным салонам и эксклюзивно подбирать иконы. Отец мечтал, что когда-то его коллекция станет частью какого-то музея. Также он мечтал издать книгу, чтобы пустить свои находки в научный обиход. Мы смогли найти исследователей, которые смогли изучить эту коллекцию, каталогизировать и сейчас это издание – эталон, по которому можно изучать позднюю русскую икону”. В каталоге содержится 60 памятников, которые изучены до мелочей. “Теперь они пущены в научный оборот, ученые смогут по этой книге в дальнейшем изучать целый пласт поздней русской иконы. В книге также есть научные статьи, которые описывают важность этого явления. Это серьезный научный труд”, - говорит Кушнирский.

“Уровень понимания иконы за рубежом ниже, чем в России по понятным причинам, - отмечает Сергей Ходорковский. - Сделать грамотную книгу не допустив ошибок в атрибуции, описании работ – дорогого стоит. Теперь эта работа является опорой и для искусствоведов, и для иконописцев, и просто для коллекционеров и любителей русской иконы”.

ic.jpeg
Илья Кушнирский отмечает высокий интерес
к русской иконе за рубежом.

Будут ли шедевры в XXI веке

У современных искусствоведов и реставраторов появляется все больше технических возможностей для изучения и атрибуции икон. “Раньше же исследователь полагался только на свою насмотренность - у каждого времени свои приемы письма, - рассказывает Задорожный. - В XX веке начали применяться научные методы исследования - профессионалы стали пользоваться микроскопами, рентгеном, инструментально изучать произведения искусства. Но многие памятники все равно вызывали среди искусствоведов споры. Часто бывают стилистически похожие вещи XVI и XIX века, иногда иконописцы повторяли мотивы и чисто визуально отличить работы бывало сложно. Я начал изучать иконы в 80-е годы, работал реставратором и в это время была насмотренность, но научно объяснить не мог - почему какая-то икона XVII века, а не XIX. Я пошел во Всероссийский институт реставрации и познакомился с Майей Марковной Наумовой, которая изучала состав красок, пигментов и мы выяснили, что в каждом веке он менялся. Тогда появилась возможность атрибуции. Картинка стала более ясной”.

Причем, по словам Задорожного, в то время в СССР иконы не были никому нужны и он сам, бывало, доставал шедевры с чердаков деревенских домов, с колоколен заброшенных церквей, где они иногда лежали под кучами голубиного помета. “Коллекционерами в 80-е годы были в основном небогатые люди, которые пополняли коллекции за счет экспедиций по селам, - отмечает директор Музея русской иконы. - А когда Запад проникся интересом – в СССР тоже начался взрыв интереса и иконы нелегально хлынули за границу. Там они к счастью были сохранены, а потом стали возвращаться обратно. Таким образом, интерес западных собирателей сыграл огромную роль в спасении русского искусства. Если бы не они, иконы не были бы сохранены и нечего было бы возвращать обратно”.

Как отмечает Николай Задорожный, современные художники в основном подражают старым мастерам. “У нас экспозиция построена хронологически, и когда входишь в зал музея – видишь, что вот икона XVII века, вот XVIII - определенный стиль, характеристики. Сейчас такого нет – все повторы, подражания, копии, невозможно сказать, что это икона XXI века”, - сетует специалист. Тем не менее, Богатырев считает, что в конце XXI века наши потомки смогут найти шедевры, которые тоже будут интересны коллекционерам и попадут в музеи. “Однако сейчас в среде искусствоведов нет единой позиции, что есть какие-то значимые современные школы иконописи или иконописцы”, - отмечает он.

“Икона это и образ для моление, окно в Горний мир, но и произведение искусства, - говорит Сергей Ходорковский. - Не каждый человек может написать икону, нужно находиться в определенном состоянии. Раньше писали иконы монахи, перед тем, начать это делать автор постился, готовился духовно и тогда получались шедевры, которым хочется и любоваться, и которым хочется молиться”.

Мультидисциплинарный День искусства

Кроме панельной дискуссии в День искусства в павильоне “Роснефти” Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД России, представил проект «Нам нужен Дягилев». С МГИМО «Роснефть» сотрудничает уже почти 20 лет. Сопредседатель организационного комитета фестиваля, проректор по правовым, административным вопросам и цифровизации МГИМО МИД России Сергей Шитьков рассказал гостям павильона о том, как проходили главные события форума, объединившего культурные, выставочные, художественные и образовательные активности на российских и зарубежных площадках.

Кроме того, посетители павильона смогли совершить виртуальную экскурсию по Государственному Эрмитажу. В этом музее в Петербурге при поддержке “Роснефти” были открыты три зала обновленной экспозиции «Культура и искусство Китая», которые посвящены эпохе Цин XVII–XIХ веков. Приглашения на эту выставку разыгрывались во время проведения тематических викторин.

100-6-8480.jpg
В павильоне «Роснефти» на ВДНХ состоялась
выставка фотографий и картин, выполненных
сотрудниками компании. 

Напомним, крупнейшая российская нефтяная компания несколько лет помогает организовывать выставки в Эрмитаже. В частности, при ее поддержке состоялась выставка «Линия Рафаэля», посвященная Рафаэлю Санти, и выставка «Пьеро делла Франческо. Монарх живописи», а также действует постоянная экспозиция «Античная колонизация Северного Причерноморья». Кроме того, компания тесно сотрудничала с Государственным музеем изобразительных искусства (ГМИИ) им. А.С. Пушкина. Одними из наиболее известных их совместных проектов можно назвать выставку Рафаэля под названием «Поэзия образа. Произведения из галереи Уффици и других собраний Италии», уникальную выставку японских гравюр «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» и выставку картин Томаса Гейнсборо.

В «Роснефти» сотрудники тоже пытаются равняться на великих мастеров и занимаются искусством - в павильоне на ВДНХ даже прошла выставка фотографий и картин сотрудников компании.

Также в День искусства гости павильона увидели фильм о возрождении Коневского Рождество-Богородничного монастыря. Это крайне важная для Северо-Запада Руси обитель, которая была отреставрирована при помощи “Роснефти”. Масштабные работы по реконструкции монастыря завершились в августе 2021 года. Как уже сообщала “Независимая газета”, к восстановлению обители были привлечены высококлассные специалисты, художники и реставраторы, которым удалось воссоздать объект с соблюдением мельчайших исторических деталей. Кроме того, «Роснефть» оснастила монастырь современной энергетической, телекоммуникационной, хозяйственно-бытовой и транспортной инфраструктурой.

Напомним, «Роснефть» уже много лет сотрудничает с Хором Сретенского монастыря. Этот знаменитый музыкальный коллектив при поддержке компании с 2015 года успел провести множество гастрольных туров. Зрители смогли увидеть музыкальные программы «Роснефть. Великой Победе посвящается», «Несвятые святые», «Романовы», «Россия: время, вперед!», «Шедевры мировой культуры», «Жизнь». Концерты проводились не только в городах присутствия компании, но и за рубежом. История мужского Хора Сретенского монастыря насчитывает уже более 700 лет и он известен своей особой исполнительской манерой. Музыканты дали концерты более чем в 45 странах, выступая на самых знаменитых и необычных площадках, например в соборе Парижской Богоматери и в резиденции папы Римского в Ватикане. В 2018 году «Роснефть» организовала концерт хора в столице Катара Дохе. К 75-летию Великой Победы музыкальный коллектив подготовил особую программу «Подвиг во имя любви», а к 78-летию знакового для отечественной истории события создал новую постановку, включавшую музыкально-поэтические шедевры военных лет, а также патриотические произведения, созданные в послевоенное время. Выступление хора сопровождалось показом видеографики на специальной светодиодной конструкции, что превращало концертную программу монастырского хора в яркое зрелище, интересное и для молодежи. Хор недавно выступал и в павильоне «Роснефти» на выставке-форуме «Россия».

100-6-6480.jpg
Триумфатором федеральной акции
«Миллион от «Семейной команды»
стал Александр Силкин.
Фото с сайта www.rosneft.ru
Еще в День искусства на ВДНХ прошла церемония награждения победителя федеральной акции «Миллион от Семейной команды. «Семейная команда» – накопительная бонусная программа «Роснефти», участники которой могут копить баллы, заправляясь на заправках компании и ее партнеров. Потом баллы можно использовать при оплате топлива, товаров в магазинах и кафе в розничной сети. Присоединиться к программе лояльности можно, скачав приложение «АЗС Роснефть» и оформив виртуальную карту лояльности. Победителем акции стал Александр Силкин из Подмосковья.



Читайте также


Пространство Москвы на выставке "Россия" покажет меняющие мегаполис инновации

Пространство Москвы на выставке "Россия" покажет меняющие мегаполис инновации

Елена Крапчатова

Целый месяц на ВДНХ столица посвятит технологиям будущего

0
2299
Приговор зеленому переходу и направление для правильного движения

Приговор зеленому переходу и направление для правильного движения

Галина Грачева

Глава "Роснефти" Игорь Сечин считает нынешнюю климатическую повестку новой формой неоколониализма и призывает преодолеть энергетическое неравенство стран

0
4689
Доклад Сечина с критикой энергоперехода поддержали эксперты

Доклад Сечина с критикой энергоперехода поддержали эксперты

Галина Грачева

0
2559
На ПМЭФ обсудили будущее нефти и энергоперехода

На ПМЭФ обсудили будущее нефти и энергоперехода

Татьяна Астафьева

Энергетическая панель Петербургского форума собрала руководителей крупнейших энергетических компаний и ведущих экспертов рынка

0
3320

Другие новости