0
3559
Газета Культура Интернет-версия

16.06.2024 19:21:00

Елена Привалова: "Хочу показать орган во всем богатстве его возможностей"

Все лето в парке Кусково проходит программа фестиваля "Органные вечера"

Тэги: фестиваль органные вечера, кусково, елена привалова, интервью


фестиваль органные вечера, кусково, елена привалова, интервью Фото Владимира Волкова

Все лето в бывшей подмосковной усадьбе графов Шереметьевых проходит XIV фестиваль «Органные вечера в Кусково». Его афиша представит более двадцати концертных программ с участием четырех десятков музыкантов – ведущих исполнителей из разных городов России. По средам и субботам искушенных меломанов и посетителей усадьбы ждет палитра жанров и стилей – от шедевров Ренессанса и эпохи барокко до романтических опусов русских композиторов и сочинений современных авторов; от этнических композиций и танцев разных эпох до саундтреков к любимым кинофильмам и джазовых стандартов. Фестиваль раскрывает огромные выразительные возможности органа. «Король инструментов» будет звучать и соло, и в самых разных коллаборациях: вместе с барочными и современными струнными инструментами, арфой, гитарой, аккордеоном, домрой, саксофоном, баяном, флейтой и ударными. «Специальными гостями» форума станут армянский дудук, кельтская флейта вистл и японская арфа тайсëгото. Создательница фестиваля и его художественный руководитель Елена ПРИВАЛОВА ответила на вопросы корреспондента «НГ» Марины ГАЙКОВИЧ.

Фестиваль прошел большой путь. Как он рос, что появлялось нового, что отпадало?

– Фестиваль прошел действительно колоссальный путь, особенно если учесть, что проводится он без господдержки и начиная с самого первого фестиваля существует исключительно на самоокупаемости. При этом он никогда не был убыточным – это какое-то особое благословение и моя большая радость. Когда мы начинали, это была по преимуществу площадка для студентов, недавних выпускников консерватории и Академии Гнесиных – да я и сама была в то время аспиранткой. Меня поддержали уже состоявшиеся, хотя и молодые еще органисты Константин Волостнов и Алексей Шевченко. С каждым годом «Органные вечера» набирали обороты, становясь все более весомым, масштабным, значимым событием в культурной жизни столицы.

Сейчас ко мне на фестиваль, на электронный – заметьте – орган приезжают лучшие исполнители, настоящий цвет органного сообщества – это ли не показатель успеха? Конечно, происходит некоторая ротация, я не могу приглашать из года в год одних и тех же исполнителей. Но есть некий костяк «ветеранов», без которого я не могу, да и не хочу обойтись. Скажем, Алексей Шевченко – это не просто мой педагог, его поддержка очень помогла фестивалю быстрее встать на ноги, окрепнуть. Я безумно счастлива, что на протяжении вот уже нескольких лет в «Органных вечерах» принимает участие Александр Князев – разве что в прошлом году нам пришлось отменить концерт из-за его болезни. К слову, большую роль тут сыграла пандемия. Если раньше считалось абсолютной нормой играть концерт несмотря ни на что, с температурой 39, а как иначе, мы же артисты! – то теперь приоритетным моментом становится ответственность за слушателя.

Изменились ли принципы формирования программы и каковы они?

– Конечно, в первую очередь я отталкиваюсь от исполнителей. Был период, когда мне казалось важным приглашать на фестиваль именитых музыкантов. Органистов-то сложно назвать звездами, они заслонены своим инструментом. Разве что Гарри Гродберг – светлая ему память – был известен всем и каждому, у всех на слуху. С его уходом не появилось никакого другого органиста, способного собрать зал одним своим именем на афише – во всяком случае, пока. Разве что Александр Князев, но он все-таки известен в первую очередь как виолончелист.

Как правило, публика не видит органистов. Мы играем в церквях, где место органиста скрыто от глаз слушателей – где-то там, высоко наверху, трудноразличимая фигурка… В лучшем случае мы можем спуститься вниз на поклон после концерта. Так что в лицо органистов почти никто и не знает. Но я стараюсь делать все возможное, чтобы как-то изменить эту ситуацию.

Что касается программ: в прошлом году мне хотелось максимально представить творчество Баха. Многое удалось, но не все. В будущем 2025 году снова будет круглая баховская дата, и я надеюсь, что на пятнадцатом юбилейном фестивале прозвучат все органные сочинения Баха. Это моя мечта!

А что интересного мы услышим в этом году?

– В афише нынешнего фестиваля 25 программ. Он будет продолжаться все лето, до 7 сентября. Концерты фестиваля проходят по средам и субботам, это наш формат, который выкристаллизовался уже к третьему фестивалю, когда мы подыскивали наиболее подходящие дни для концертов – ведь в усадьбе Кусково выступаем не мы одни. Но надо отметить, что наши «Органные вечера», к счастью, привлекают большее внимание публики и СМИ, у нас почти всегда аншлаг. В этом году наша афиша очень разнообразна. Будут выступать настоящие мэтры органного исполнительства – Алексей Шевченко, Александр Князев; целое созвездие блистательных питерцев – Даниэль Зарецкий, Марина Вяйзя, Ольга Котлярова, Юлия Глазкова. География участников на редкость обширна в этом году. Несмотря на то что фестиваль по-прежнему существует без какой-либо спонсорской поддержки, мы все-таки можем позволить себе пригласить интересных органистов из других городов. Из Петрозаводска приедет Кристина Ротаева, она представит программу, в которой будет играть на органе и кельтской флейте вистл.

Неужели одновременно?

– Да. Ногами она, например, может держать органный пункт, который будет звучать как волынка, а на вистле исполнять кельтские мелодии, у этой музыки множество поклонников, она часто используется в кинематографе. Программа Кристины так и называется: «Бах и наследие кельтов. Музыка кино». Интересную академическую программу привезут казанцы Вероника Лобарева (орган) и скрипач Азат Нургаянов. Будет много сольных концертов – как органистке мне нравится, когда орган звучит соло, и я люблю играть, что называется, махровую классику. Но это усадьба, и сюда приходит в том числе и совсем неподготовленная публика. Их цель – погулять в парке, насладиться красивыми видами и роскошными интерьерами дворца, а возможность попасть еще и на органный концерт для них просто приятный бонус. Кстати, даже самому неискушенному слушателю совсем не сложно понять и оценить музыку эпохи барокко – несмотря на то что нас отделяют от нее три столетия, она до сих пор наиболее близка и приятна нашему слуху. Поэтому ее так любят играть органисты, и поэтому же концерты с барочной музыкой чрезвычайно популярны у слушателей.

Популярных программ у нас будет достаточно много. Скажем, «Времена года» Вивальди прозвучат не единожды и в разных вариантах – например, в исполнении бас-гитары, аккордеона и органа. Этот концерт можно было бы назвать «Времена года» в квадрате» – поскольку известный каждому цикл Вивальди продолжит сочинение Астора Пьяццоллы «Времена года в Буэнос-Айресе». Вивальди – народный любимец, и включать в программы его сочинения считается как будто не вполне комильфо… с точки зрения высоколобых критиков это нечто вроде масс-маркета, музыки для площадей. Вот Бах – это да. Но Бах – это космос, это сакральность, это церковь. Но в церковь ходят не все… Поэтому в нашей афише популярная классика присутствует регулярно, это дает нам возможность приглашать публику на не столь кассовые, но тем не менее интересные академические программы.

Вивальди будет еще звучать на нашем фестивале 7 августа в исполнении ансамбля Tempus Novus art – это замечательное семейное трио, в которое входят органистка Анна Учайкина, ее муж виолончелист Михаил Калиничев и его мама Наталья Калиничева, скрипачка. А также 21 августа в чуть более камерном варианте скрипка и орган, в этом концерте примет участие очень известная, можно даже сказать маститая, исполнительница Анастасия Сидельникова.

А музыка кино будет представлена 19 июня очень необычным составом: сопрано, баян, японская арфа тайсёгото, орган и рояль. Надо заметить, что я не ограничиваю исполнителей в выборе программы, они могли бы выбрать и что-то другое, более академическое. Эта программа с большим успехом исполняется в разных соборах, надеюсь, что она придется по вкусу и нашим слушателям.

Еще одна премьера фестиваля – армянский дудук, в афише «Органных вечеров» он появится впервые. Почему впервые? Раньше мы просто не могли себе этого позволить. Дудукисты – это дорогое удовольствие, они цену себе знают, дудук невероятно популярен и любим народом. Хотя, на мой взгляд, даже средний органист даст фору практически любому исполнителю на дудуке. Впрочем, посмотрим. Этот концерт будет у нас в июле, 17-го числа, жду его с нетерпением.

А одна из самых, на мой взгляд, интересных программ нынешнего фестиваля была предложена профессором Московской консерватории, органисткой Евгенией Кривицкой. 22 июня она выступит в дуэте с настоящей звездой, исполнительницей на домре Екатериной Мочаловой. Будут звучать сочинения итальянских композиторов, писавших для мандолины, а, как известно, мандолина, лютня и домра – ближайшие «родственники» и с легкостью могут заменять друг друга. В программе также Бах, Гендель – и наш современник Александр Чайковский.

Какими событиями фестиваля вы гордитесь?

– Я бы сказала, что за 15 лет наш фестиваль стал практически самым известным и авторитетным регулярным органным форумом в России. Конечно, есть фестивали в залах с настоящими духовыми мощными органами: в Большом зале консерватории или недавно появившийся органный фестиваль в Зарядье. Но даже на их фоне наши «Органные вечера» выглядят более чем конкурентоспособными – по отношению профессионального сообщества, благосклонности публики, вниманию прессы. И это при том, что в Кусково стоит электронный орган. Иначе как чудом я это объяснить не могу. Думаю, это самое главное достижение нашего фестиваля, начинавшегося в 2010 году как маленький студенческий междусобойчик. Ну и присутствие в афише большого количества серьезных академических программ, которые для меня приоритетны, – этим мы сильно отличаемся от множества других органных фестивалей.

Есть ли у фестиваля особенная публика? Кто слушатель концертов?

– Да, за эти годы у нас сформировалась своя публика, очень преданная, которая ждет фестиваль и из года в год ходит на наши концерты. Задолго до объявления фестивальной афиши в соцсетях и прессе мне пишут и просят рассказать о программе, чтобы распланировать заранее свой летний график. Любопытный нюанс: после того как у нас появился наш собственный орган, мы получили возможность проводить концерты в Кусково в течение всего года, а не только летом. С сентября по май мы организовываем выступления музыкантов в Большой каменной оранжерее усадьбы. Так вот те слушатели, кто ходит на наши концерты в оранжерее, и поклонники фестиваля «Органные вечера в Кусково» – это, можно сказать, совершенно разная публика. Первые больше ценят акустику и антураж картинной галереи, вторые предпочитают оказаться в пространстве парадного бального зала с его зеркальными стенами, золочеными канделябрами, фресками на потолке. Но и те, и другие – это очень отзывчивый, радушный, максимально благодарный слушатель. Я много гастролирую, поэтому могу сравнивать.

Как складывается ваша личная карьера?

– Мне кажется, она довольно успешна. Благодаря фестивалю в Кусково заметно расширилась и моя личная аудитория, которая старается не пропускать мои выступления на других концертных площадках. Конечно, я объездила еще не весь мир и даже не всю Россию. Надеюсь, все еще впереди. Но самое главное – в отличие от многих моих коллег я могу играть те программы, которые выбираю сама. Каждый мой сольный концерт – это очень продуманный выбор сочинений, сложных, максимально виртуозных и часто не слишком известных публике. Хочу показать орган во всем богатстве его возможностей.


Читайте также


Не железная поджелудочная железа

Не железная поджелудочная железа

Владимир Яшин

В 90% случаев появление злокачественной опухоли обусловлено генетическими "поломками"

0
444
Психиатрическая помощь в Москве вышла на качественно новый уровень

Психиатрическая помощь в Москве вышла на качественно новый уровень

Варвара Ремчукова

Главный психиатр столицы Георгий Костюк – откровенно о ментальном здоровье

0
5659
Руководство школой похоже на игру в пинг-понг

Руководство школой похоже на игру в пинг-понг

Елена Саволайнен

Как в Финляндии обходятся без инспекций образовательных учреждений

0
7897
Современный театр начинается с менеджера

Современный театр начинается с менеджера

Наталья Савицкая

Важно научиться думать о том, насколько с тобой комфортно работать остальным

0
5160

Другие новости