Фото А. Будника из группы "Театра на Моховой" Вконтакте
На сцене Учебного театра «На Моховой» был сыгран сотый спектакль курса. Два сезона студенты с неизменным успехом играли «Таланты и поклонники» Александра Островского (сценическая композиция и постановка Сергея Черкасского, сценография и костюмы – Александра Мохова, Марии Лукка, художник посвету – Стас Свистунович, пластика – Гала Самойлова). Режиссерское прочтение хорошо известной пьесы дало новое поле драматического напряжения, воссоздав культурно-исторический контекст пьесы.
Спектакль вобрал в себя сцены из пьес, популярных в конце XIX века, стихи русских поэтов, документы процесса над народовольцами 1878 года. Он начинался с большой сцены из трагедии Карла Гуцкова «Уриэль Акоста», в которой главные роли исполняла любимая актриса местной публики Негина и премьер труппы трагик Громилов. Хотя в ткань спектакля органично вплетались монологи из «Антигоны» Софокла, «Федры» Расина и Жанны из «Орлеанской девы» Шиллера, сцены отречения Акосты из трагедии «Уриэль Акоста» звучали несколько раз, подготавливая отречение героини от своих идеалов. Финальная драматическая сцена ставила точку: покидавшая после душевной борьбы город с богатым предпринимателем Великатовым Негина ложилась, как в гроб, в дорожный сундук, захлопывалась крышка, на которую провожавшие Негину бросали цветы и по старинному обычаю провожали актрису в последний путь аплодисментами. Метафора жесткая, но оправданная ходом событий.
В главных ролях задействованы два состава, и спектакли при единой режиссерской концепции получались разными. Негина (Алиса Горина) – волевая, гордая, бесконечно преданная своей профессии, великолепна в Юдифи в «Уриэле Акосте». Оказываясь перед проблемой выбора, она делала его окончательно и бесповоротно. Негина и в жизни поступит, как Юдифь. Только выбор будет иным.
Негина (Дарья Тимченко) более лирична, мягка, до конца не уверена в правильности своего выбора. В ее прощании с Мелузовым звучала чеховская нота, окрашивающая последнюю встречу Нины Заречной с Треплевым.
Мелузов (Данила Каширин) в этом спектакле превратился из двойника Чацкого в волевого борца, революционера, показав своего героя в развитии. Очень молодой, в студенческой тужурке, скромный, страстно любящий Негину, он отпускает ее навстречу избранной ею судьбе. В одной из сцен спектакля Мелузов и его товарищи пламенно цитируют речь народника Ипполита Мышкина на суде. В финале на арест уже самого Мелузова откликается трагик Громилов (Семен Гончаров) – откликается страстным монологом Акосты и репликой другого персонажа Островского, Несчастливцева: «Руку, товарищ!». И зал отзывается горячими аплодисментами.
Гончаров обладает подвижной психикой, и его Громилов с Негиной – Гориной более страстен, чем со второй исполнительницей, что не нарушает рисунка роли, но дает ей живое дыхание.
Смельскую играет Дарья Ванеева. Образ решен корректно – рядовая, небездарная, типичная провинциальная актриса, защищающая себя, как может и умеет. Для нее единственный способ выжить в театре не творчество, но наличие богатого покровителя, благодаря которому есть и роли, и прочие блага. Режиссер поставил еще один спектакль в спектакле – остроумную ура-патриотическую пантомиму на тему популярной в эпоху Островского пьесы Николая Полевого «Параша Сибирячка», которую Смельская играет вместо отмененной по велению Дулебова «Антигоны» Негиной. Ванеева исполняет изящно и с мягким юмором.
Свою краску вносит Макар Громов в небольшой, но важной роли помощника режиссера Нарокова. В прошлом богатый, с университетским образованием человек, он вложил все свое состояние в театр и разорился. В закулисную жизнь, полную зависти, мелких интриг, сплетен он вносит доброту и вопреки всему веру в великое назначение театра. Возрастная роль сыграна молодым актером страстно, с простотой и достоинством.
Кто же приходит на смену истинным жрецам театра? Бывший переписчик ролей в театре Нарокова Гаврюшка, ставший антрепренером его театра Гаврилой Петровичем Мигаевым (Максим Андрушкив). Птица невысокого полета – необразован, нечист на руку, но ловок. На смену ему приходит купчик Вася (Алексей Веретенников), «поклонник» талантов, всегда на побегушках у трагика Громилова. Сын крепостного, он на наших глазах становится бизнесменом, купив на паях с богачом Великатовым бенефис Негиной. Обидно, что в момент своего торжества он произносит реплики Лопахина из финала Третьего действия «Вишневого сада». Эти образы несоизмеримы.
Режиссер не отказывается от бытовых подробностей, которыми всегда насыщены пьесы Островского. Обе исполнительницы матери Негиной Домны Пантелеевны (Элина Мажар и Екатерина Сморыго) задают ритм бытовым сценам. Домна Пантелеевна научена жизнью в бедности и по-своему видит счастье дочери. Безгранично ее любя, она душевно ей чужда, в результате чего возникает важный конфликт, мучающий Негину. Это тонкий штрих, позволяющий показать объем драмы молодой актрисы.
Детально разработаны характеры поклонников талантов – околотеатральных богатых людей, провинциальных меценатов, имеющих власть. Глупый, важничающий князь Дулебов, отличный «семьянин», коротающий досуг с молодыми актрисами (Арсений Абдуллаев). Молодой актер создал запоминающийся персонаж старого сластолюбца, веселое прошлое которого просвечивает во всем его облике, наградив его подагрой, внушительным животиком и начальственным раскатистым голосом. Но это человек прошлой эпохи. Рядом с ним человек наступившего времени - чиновник Бакин. Арсений Писаревский явил его во всей полноте. Чувствуется, что он уже одной ногой в столице, возможно, в канцелярии самого Победоносцева, который «над Россией простер совиные крыла» (Блок, «Возмездие). Это он в финале будет проводит допрос Мелузова. Так в спектакле о театре возникает общественно-политическая атмосфера 80-х годов XIX века, на фоне которой протекает драма молодой актрисы. В ее судьбе решающую роль сыграет богатый делец нового типа богач Великатов, наживший «бешеные деньги», позволившие ему заполучить Негину. Так звучит в спектакле главная тема – талант и поклонники, власть имеющие.
Исполнители Великатова Владислав Глухов и Эдуард Мироненко интересны найденными каждым из них выразительными штрихами. Великатов–Глухов предстает триумфатором. Уверенность в себе, подчеркнутая вежливость, неспешная речь победителя жизни. Герой Эдуарда Мироненко – натура более сложная. За ним чувствуется его прошлое кавалериста, наложившее отпечаток на его поведение. Он позволяет своему герою быть стремительным, в какой-то миг броситься в атаку – так в быстром темпе идет сцена с Домной Пантелеевной. Он понимает, что от нее зависит многое. Мироненко–Великатов и Домна Пантелеевна–Мажар вносят в эту сцену элемент игры в рулетку. Дополнительную краску в характер Великатова вносят его великолепные жеребцы. Четверка красавцев (Илья Гонташ, Егор Качанов, Егор Линников, Александр Псурцев) в бешеной скачке вылетают на сцену, блестя зубами и нагло улыбаясь. Просвечивается второй план – охрана мегакапиталиста.
Сцены из жизни провинциального театра, насыщенные страстями, – от любовных, чисто театральных до имеющих общественное звучание – в неординарном спектакле Сергей Черкасского и его учеников так или иначе перекликаются с сегодняшним днем. Стоит вспомнить мысль Герцена: только бездарность свободна от духа времени.