Режиссёр Евгенич Беркович и драматург Светлана Петрийчук на скамье подсудимых. Фото Reuters
Второй Западный окружной военный суд приговорил режиссера Евгению Беркович и драматурга Светлану Петрийчук (обе включены в РФ в реестр экстремистов и террористов) к шести годам колонии общего режима каждую, по уголовному делу об оправдании терроризма (ч. 2 ст. 205. 2 УК РФ). Дело было возбуждено в связи с театральной постановкой «Финист Ясный сокол». Процесс, ставший вторым самым громким в сфере культуры за последние годы после резонансного «Дела «Седьмой студии», длится больше года. Сторонники режиссера опубликовали в Сети ее заявление, в котором сказано: «за 14 месяцев тюрьмы повидали мы и отмены приговоров, и скощение сроков; не на апелляции, так на кассации и выше».
За время процесса мера пресечения обвиняемым так и не была изменена: Беркович и Петрийчук провели весь срок в СИЗО. Если суд не удовлетворит апелляцию защиты, то режиссер и драматург пробудут в заключении до 2029 года. В приговоре, оглашенном 8 июля, также говорится о том, что Беркович и Петрийчук на три года после будет запрещено заниматься деятельностью, связанной с администрированием интернет-сайтов.
По версии следствия, Петрийчук подготовила сценарий «Финист Ясный сокол», в котором содержатся признаки оправдания и пропаганды террористической деятельности, затем режиссер и драматург совместно осуществили постановку пьесы, которую публично демонстрировали. В основу обвинения легли две экспертизы. Первая – от «Лаборатории деструктологии» МГЛУ, а после того, как эту экспертизу признали недопустимым доказательством ввиду ее антинаучности, новую экспертизу следствие запросило из УФСБ Свердловской области. Из нее следовал вывод, что режиссер и драматург исповедуют «крайне агрессивные идеологии ислама» и «формируют положительное мнение об ИГИЛ» (запрещенная в России террористическая организация). Судья, вынося приговор, согласился с прокуратурой в том, что в пьесе «Финист Ясный Сокол» есть «признаки оправдания терроризма» и дал обвиняемым почти максимально возможный по инкриминируемой статье срок.
Напомним, пьеса «Финист Ясный Сокол» была написана по мотивам документальных историй россиянок (в частности, дела Варвары Карауловой), которые становятся жертвами виртуальных вербовщиков – радикальных исламистов, заманивающих их в Сирию. Героини рассказывают о личном жизненном кризисе, который толкает их вступить в брак с неизвестными «восточными принцами» из соцсетей, а в открытом финале представлен диалог судьи и главной героини, осужденной в России за пособничество террористам. В спектакле визуально был усилен мотив сказки, но позиция создателей звучала абсолютно реалистично: сказка совсем не ложь, а намек разрастался до настоящего призыва к зрителю – не совершайте таких ошибок. Именно о том, что пьеса и спектакль по ней фиксировали новый социальный феномен (пагубность увлечения виртуальной реальностью, ее сказочной привлекательностью с непредсказуемыми последствиями), а также, что информация об идеологии терроризма в произведении искусства не может являться свидетельством ее одобрения, оправдания и пропаганды, говорили на процессе все свидетели защиты. Это были ведущие российские искусствоведы, актрисы стектакля, а также эксперты национальной премии «Золотая маска», которые и выдвигали произведение «Финист Ясный Сокол» на главную российскую награду в театре – за оформление спектакля и написанную пьесу. Кроме «Золотой маски» свои ресурсы и поддержку изначально предоставил постановке и Союз театральных деятелей России – именно эта организация дала государственный грант спектаклю, и на его сценической площадке осуществлялся прокат. И ни от зрителей, ни от организаций-партнеров ни разу не возникало нареканий, также как и ранее, когда пьеса была впервые публично презентована. Впрочем, именно тогда, пять лет назад, за ней начали пристально следить органы безопасности, как следует из опубликованных в Telegram-канале адвокатов материалов судебных прений.
Наблюдавшие за процессом СМИ обращают внимание, что кроме экспертиз в качестве доказательств сторона обвинения представила двух свидетелей, один из которых так и не смог объяснить, где в спектакле признаки пропаганды терроризма, а другой, выступая анонимно, рассказал о том, что подал жалобу в ФСБ вместе с пиратской съемкой читки пьесы на драматургическом конкурсе – тогда спектакль еще даже не зародился. Примечательно, что уголовное дело было возбуждено, когда спектакль не только был уже давно поставлен, но и прекратил свое существование. В совокупности его реальными зрителями стало сильно меньше зрителей, чем, когда после ареста Беркович и Петрийчук в Сети появилась видеозапись спектакля. Сегодня количество просмотров постановки сейчас достигло почти полумиллиона.
В заявлении Беркович, опубликованном ее сторонниками, говорится о планах обжаловать приговор: «Бороться дальше будем, по принципу «не догоним, хоть согреемся». «А там, глядишь, что и выгадаем: за 14 месяцев тюрьмы повидали мы и отмены приговоров, и скощение сроков; не на апелляции, так на кассации и выше».
В ходе процесса Беркович, Петрийчук и их защита говорили о том, что созданный спектакль в художественной форме нес миссию предостережения, а прокуратура настаивала на том, что если спектакль рассказывает о терроризме, значит, создатели разделяют эту идеологию, а также хотят заниматься ее пропагандой. О суровости приговора равного срокам за убийство уже высказались деятели культуры. Реальный тюремный срок для драматурга и режиссера, в российском театральном сообществе воспринимается как предостережение всем, кто еще не боялся высказываться на территории искусства на острые социальные темы.
Пресс-секретарь главы РФ Дмитрий Песков отказался комментировать СМИ ситуацию с приговором режиссеру Евгении Беркович и драматургу Светлане Петрийчук. «Вы знаете, что в Кремле мы никогда не комментируем решения суда. Не будем делать это и сейчас», – сказал Песков.