Фото Алексея Молчановского предоставлено пресс-службой "Русского концертного агентства"
Маэстро Башмет и Русское концертное агентство проводит этот масштабный опен-эйр уже в третий раз. Концерт на территории усадьбы, в которой когда-то жили композитор Сергей Танеев и его брат-философ, Апполинарий Васнецов и Андрей Белый, стабильно собирает большое количество публики: в этом году было больше 15 тысяч слушателей. И хотя усадьба Демьяново по-прежнему находится в полуразвалившемся состоянии, это не мешает Башмету использовать ее в качестве колоритного задника сцены. Впрочем, реставрация, как заверил журналистов директор музея-заповедника Чайковского Игорь Корнилов, не заставит себя долго ждать, и дом Танеева станет такой же важной культурной точкой Подмосковья, как и дом его учителя Петра Ильича.
В этом году в Демьяново отметили 225-летие со дня рождения Пушкина музыкально-литературной композицией «Евгений Онегин». Фрагменты из романа в стихах попеременно зачитывали актеры МХТ имени Чехова Константин Хабенский и Ольга Литвинова, а фрагменты из оперы Чайковского исполняли оркестр «Новая Россия» и солисты Молодежной оперной программы Большого театра. Выбор последних был наиболее точен, ведь композитор задумывал свое произведение именно для молодежи, доверив премьеру студентам Московской консерватории. На фоне усадьбы, подсвеченной эффектной мультимедиа-проекцией, разворачивалось объяснение любви Ленского (Илья Легатов) к Ольге (Анна Юркус), которую сменял монолог-сцена письма Татьяны (Елизавета Нарсиа) и хор девушек-красавиц (солисты капеллы имени Юрлова). Молодые артисты спели не безупречно, но с большой искренностью и пылкостью, уместными для этой музыки – к тому же, многие впервые выходили перед такой многотысячной толпой.
Перед началом концерта, как и всегда в случае опен-эйра, были опасения, что пойдет дождь – накануне из-за него даже был отменен один из концертов фестиваля на открытом воздухе «Лето. Музыка. Музей». Однако погода Башмету благоволила: маэстро буквально развел набежавшие тучи руками и на небе показалась радуга. С такой неожиданной декорацией звучание фрагментов из Пушкина и музыки Чайковского воспринимались по-особенному – что еще могло бы нагляднее и символичнее скрепить этот великий союз? Музыкально-литературная композиция – по сути, выжимка из романа и оперы – лишь подчеркнула актуальность «Евгения Онегина» во все времена. «Я посмотрел на партитуру так, как будто бы Петр Ильич только что ее сочинил, - признался Юрий Башмет. - Мы идем по его дорожке, по его пути, отказываясь даже от самых гениальных штампов. И этим мы удивляем зрителей».