ГИТИС: Те, кто…К истории ГИТИСа (1878-1992гг). – М.: Издательство ГИТИС, 2024 – 388с. |
Взять, скажем, поступок Алексея Дмитриевича Попова, который анонимно доплачивал одной из своих студенток из собственной зарплаты разницу к обычной стипендии, чтобы она была равна стипендии персональной, дабы имевшая двух маленьких детей молодая женщина продолжила учёбу. Да и у кого-то из выпускников ГИТИСа, вероятно, тоже найдутся свидетельства абсолютной открытости педагогов ГИТИСа, их готовности в любых обстоятельствах прийти на помощь тому, кто в этом нуждается. И в подобном душевном участии нет ничего удивительного. ГИТИС же — институт театральный, а в театре энергетический посыл естественно передаётся от сердца к сердцу.
В 2023 году ГИТИСу исполнилось 145 лет. Так что издание, выпущенное ГИТИСом, может считаться неким «послесловием» к этой серьёзной дате, представляя собой сборник, редактор-составитель которого Давид Ливнев озаглавил его загадочным словосочетанием «Те, кто…», видимо, имея в виду — «тех, кто подарил профессию».
Однако, согласно аннотации, делить педагогов в разные периоды существования ГИТИСа имевших к нему отношение, на «очень хороших и просто хороших» не хочется. Скорее всего, здесь уместно повторить слегка перефразированную строку из песни, открывавшей популярную некогда радиопередачу: все они капитаны, каждый знаменит.
И в самом деле от одного перечисления их имён дух захватывает: Александр Иванович Сумбатов-Южин, Владимир Иванович Немирович-Данченко, Всеволод Эмильевич Мейерхольд, Андрей Павлович Петровский, Леонид Миронович Леонидов, Ольга Ивановна Пыжова, Василий Александрович Орлов, Василий Григорьевич Сахновский, Мария Иосифовна Кнебель, Андрей Михайлович Лобанов, Алексей Карпович Дживилегов, Стефан Стефанович Мокульский, Павел Александрович Марков, Николай Иванович Тарасов, Сергей Михайлович Бархин, те же Попов и Раевский, другие мастера, рассказы о которых есть в книге, и те, кому во внимании было отказано.
Поначалу недоумеваешь: почему так произошло? Но по мере знакомства с книгой понимаешь, что Давид Ливнев остановил свой выбор исключительно на персонах, когда-либо возглавлявших ГИТИС или основавших те или иные кафедры института, с 1878 по 1992 последовательно менявшего свой статус и наименования, а в 1991-ом даже ставшим РАТИ - Российской академией театрального искусства. И именно эта аббревиатура значилась в дипломах образца 1992-го. Но в народе ГИТИС по-прежнему оставался (и до сих пор остаётся) ГИТИСом, и Давид Ливнев решил не нарушать традицию.
Традиционным оказался и принцип построения книги, в которой биографические справки о её героях чередуются с выдержками из их авторских материалов или фрагментами из иных печатных и виртуальных (увы, не всегда авторитетных) источников. Большинство текстов хорошо известны, но это не помешало свежести их восприятия. Особенно, когда дело касалось созвучных любому времени этических проблем.
В том числе: этики театральной о которой шла речь, в частности, в заметках Андрея Лобанова, высказавшего ещё в середине прошлого века, но, тем не менее, не потерявшую своей ценности мысль о том, что театр, где работаешь, надо любить и тогда, когда «он того не достоин». Интересна и тема этики общения между поколениями, в идеале призванным быть основанным на взаимном уважении и доверии, как на режиссёрском курсе А. Д. Попова и театроведческом П. А. Маркова, о чём напомнили Георгий Лордкипанидзе и Наталья Крымова.
Конечно, не потеряли своей актуальности неоднократно встречающиеся в книге рассуждения выдающихся людей театра о его высоком предназначении и необходимости человеческого соответствия этому и будущих служителей Мельпомены. Недаром все они стремились воспитывать в своих питомцах качества истинных, по выражению танцовщика и балетмейстера Михаила Лавровского, «художников-творцов». И, судя по тому, сколько профессионалов в описываемый Ливневым период вышло из стен ГИТИСа, это был верный курс.
О том, востребован ли он в условиях новой реальности, в которой для того, чтобы реализоваться, таланта и внутреннего содержания, зачастую, недостаточно, а также обо всех состоявшихся за последние тридцать лет изменениях в структуре и педагогическом составе ГИТИСа, возможно, будет выпущено продолжение настоящей книги. Поставленное в её финале многоточие позволяет на это надеяться.