0
2212
Газета Культура Интернет-версия

12.09.2024 17:24:00

Вольный Псков в древнем Ярославле

Концертный сезон в Ярославле стартовал с «Псковитянки»: исполнение первой оперы великого классика русской музыки Римского-Корсакова приурочили к его 180-летию


Фото Игоря Ямщикова / из архива В. Байкова

Весь 2024-й год к творчеству кудесника русской оперы особое внимание: в разных городах страны состоялись и еще состоятся премьеры его опер, проходят фестивали, играются концертные программы из его многочисленных опусов. Не все творчество гения удостаивается одинакового внимания — 79 романсов Николая Андреевича за редким исключением по-прежнему эксклюзив на концертной эстраде, в общем-то забыты его симфонии и фортепианный концерт, из пятнадцати опер широко востребована дай бог треть. А есть еще три настоящие парии отечественной сцены — «Млада», «Пан воевода» и «Сервилия» — которые не ставятся практически никем, нигде и никогда, и даже вездесущего и неугомонного Валерия Гергиева до сих пор не заинтересовали всерьез (он разово их исполнял в концертных версиях — но на постановки пока не решился).

Та же «Псковитянка», первая и сразу очень талантливая, если не гениальная опера мастера, сегодня идет в единственном театре мира — том же Мариинском — в постановке почти 70-летней давности: нет спору, красивой, грандиозной, сделанной когда-то вдохновенно и с запасом прочности на десятилетия, но все же, честное слово, эта опера заслуживает того, чтобы ее чаще вспоминали и не держали лишь на положении этнографического сувенира. А ведь когда-то, в начале ХХ века, слава «Псковитянки» перешагнула границы России, она наравне с «Борисом Годуновым» удивляла парижан на дягилевских «Русских сезонах»: чуткий импресарио «продавал» ее европейцам под названием «Иван Грозный», и сильно не погрешил против истины — опера ведь не только о вольном Пскове и его отважной дочери Ольге Токмаковой, но и о противоречивом первом русском царе.

Хорошо, что про «Псковитянку» теперь вспомнили в Ярославле — тут она прозвучала впервые в истории древнего города на Волге. Увы, здесь нет оперного театра — как и в большинстве областных столиц европейской России — но есть филармония, силами которой оперы иногда исполняют концертно, привечали этот жанр и на местных фестивалях (например, у Юрия Башмета), и в разного рода проектах (например, в «Молодой опере» Любови Казарновской). Спрос на великий жанр есть — циклопический театрально-концертный центр «Миллениум» был забит публикой под завязку в премьерный вечер, хотя «Псковитянку» давали без костюмов и декораций, в строгом филармоническом варианте, пусть и с элементами сценической игры и видеопроекциями.

Губернаторский оркестр (который только что лишился многолетнего худрука Мурада Аннамамедова) и хоровая капелла «Ярославия» — филармонические коллективы высокого уровня, но проявить свое мастерство на сто процентов им не дали условия прокатной площадки. «Миллениум» — это что-то наподобие ярославского варианта КДС: огромный современный зал, модный и технологичный, но совершенно без акустики. Весь звук здесь в руках звукорежиссеров и их микрофонной техники — а в опере он главная ценность. Увы, добиваться настоящего качества — еще дело будущего: оркестр звучал без настоящей глубины, плосковато и прямолинейно, его богатый звук оказался обедненным, хор пострадал еще в большей степени, в целом коллективы все время пребывали на заднем плане, а в акустический авангард вывели солистов, видимо считая, что в речитативно-декламационной опере самое главное — пропеваемые слова, которые должны быть понятны публике и не заглушаемы оркестром и хором. И это не вина дирижера Антона Жукова, проведшего «Псковитянку» с нарастающим драматическим накалом, а именно проблема зала.

Но богатые голоса приглашенных оперных солистов нужно тоже уметь поймать в фокус и выгодно подать, они должны быть, конечно, «впереди» оркестра, но не столь искусственно и нарочито. Тем более, что Ярославлю удалось собрать замечательный, столичного уровня состав: большинство певцов на ведущие партии были из Москвы. Феноменальным Грозным предстал приглашенный солист Большого театра Владимир Байков — во всех смыслах настоящий Иоанн Васильевич, сложный, неодномерный, захватывающе интересный. Кроме блестящего вокального мастерства особо стоит отметить подчеркнутое проживание артистом текста — настоящая живая шаляпинская традиция, которая в творчестве Байкова всякий раз оборачивается художественным откровением.

Трех солистов «командировал» «Геликон»: двух опытных мастеров и одного участника своей молодежной программы. Последний — юный тенор Кирилл Попов, чьим сладким голосом, иногда сбивающимся на говорок, в этот раз пел старик боярин Матута. Мэтры, обладатели редких драматических голосов, воплотили лирическую пару опуса — сопрано Ирина Окнина (Ольга) и тенор Виталий Серебряков (Туча). Оба почему-то очень мало поют в родном театре — невостребованность непонятна, поскольку оба обладают уникальными инструментами и находятся в прекрасной форме. Глубокий голос Окниной, с великолепно сделанным верхом и насыщенной серединой представил настоящий мастер-класс по владению певческим аппаратом — при этом певица, как и Байков, пела наизусть, всецело погрузившись в исполняемый образ. Яркий тенор Серебрякова что стальным ножом прорезал оркестрово-хоровые толщи, создав запоминающийся образ удалого и бесшабашного посадничьего сына. Боярина Токмакова обстоятельно спел Дмитрий Орлов из «Новой Оперы» — его богатый тембр представил интересную басовую антитезу протагонисту Байкову. Сочное контральто Валерии Горбуновой из Нижнего Новгорода всякий раз нешуточно притягивало внимание зала красотой и выразительностью звучания, сделав из второстепенной Власьевны фигуру весьма значительную.


Читайте также


Россияне растягивают ипотечное удовольствие

Россияне растягивают ипотечное удовольствие

Анастасия Башкатова

Чтобы купить квартиру, семьи вынуждены брать кредит уже более чем на 22 года

0
465
Деньги для нацпроектов советуют искать на бирже

Деньги для нацпроектов советуют искать на бирже

Михаил Сергеев

Госкомпании РФ получат финансирование через продажу акций на триллион рублей

0
507
ЦБ РФ повысил прогноз по чистой прибыли банков на 2024 год до 3,3–3,8 трлн руб

ЦБ РФ повысил прогноз по чистой прибыли банков на 2024 год до 3,3–3,8 трлн руб

0
306
Норвежская компания установила в Баренцевом море плавучую платформу для добычи нефти и газа

Норвежская компания установила в Баренцевом море плавучую платформу для добычи нефти и газа

0
331

Другие новости