Фото Регины Лукашенко © Красноярская филармония.
Ежегодно в Красноярск съезжаются артисты, зрители, неравнодушные к творчеству знаменитого певца. Фестиваль как дань памяти земляку поддерживает семья великого артиста. Где бы ни выступал певец, его миссией всегда оставалось сохранять в себе любовь к отечеству и исполнять русские произведения. Опера была для Дмитрия Хворостовского творческой лабораторией, в которой, как он сам признавался, любил проводить эксперименты, вынося их результаты на сцену. То же самое и в концертной деятельности.
Певец был открыт людям, всегда опекал талантливых молодых исполнителей, продвигал их, приглашая в свои концерты, неоднократно замечая: «голос вокалиста – тонкий инструмент и должен быть готов к исполнению новых партий, покорению новых оперных вершин искусства».
Основные мероприятия фестиваля проходят на сценах Красноярского государственного театра оперы и балета им. Хворостовского и Красноярской краевой филармонии. Эти площадки сыграли символическую роль в творческой жизни великого артиста: именно там состоялись его первое и последнее выступления.
На открытии фестиваля выступил заслуженный артист России всемирно известный бас Ильдар Абдразаков. В сопровождении Красноярского филармонического русского оркестра им. Бардина он исполнил старинные романсы и русские народные песни из репертуара Хворостовского. В числе других участников проекта — солисты, хор и оркестр Большого театра России. В рамках фестиваля артисты выступят также в оперном гала и с концертным исполнением «Травиаты» Верди.
Почетные гости нынешнего праздника вокального искусства — прославленный итальянский тенор Витторио Григоло и обладательница Золотой медали XVII Международного конкурса им. Чайковского, солистка Мариинского театра Зинаида Царенко (меццо-сопрано). В сопровождении Красноярского академического симфонического оркестра под управлением Владимира Ланде в их исполнении прозвучали арии, дуэты и сцены из опер русских и зарубежных композиторов.
Витторио Григоло создал на сцене настоящий оперный праздник и разделил свою любовь с енисейскими слушателями. Воодушевленный страстью, он зарядил зал невероятной актёрской энергией! В дуэте со знойным тенором (в сцене Адины и Неморино из оперы «Любовный напиток» Доницетти) выступила солистка Красноярского театра оперы и балета Виолетта Гришко (сопрано). Запомнился Григоло еще и своей естественностью и увлеченностью, когда воплощал на сцене таких разнохарактерных героев, как влюбленный пират Коррадо из вердиевского «Корсара», мечтательный Ромео в опере «Ромео и Джульетта» Гуно или азартный Хозе в «Кармен» Бизе. С Дмитрием Хворостовским Витторио Григоло не раз выступал на одной сцене. Оперный певец признался, что самое ценное в Дмитрии была его любовь, исходящая от сердца к публике, которую он так любил и ценил во время своих выступлений.
Фото Регины Лукашенко © Красноярская филармония. |
Программу Фестиваля «Хворостовский» украшает выставка «Театр. Живопись. Хворостовский» в Красноярском государственном художественном музее имени В. И. Сурикова. В экспозиции представлены работы художников XIX - XX веков, тематически связанные с музыкальными произведениями, исполняя которые Дмитрий Хворостовский обрел мировое признание. В залах музея картины из фондов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Всероссийского музея А.С. Пушкина, Пермской государственной художественной галереи.
Формат гала-концертов Дмитрий Хворостовский охотно приветствовал в программы своих выступлений, включая проекты собственного фестиваля «Дмитрий Хворостовский и друзья». Этой традиции следуют организаторы красноярского фестиваля искусств.
Еще один вокальный вечер с участием звезд мировой оперы: Ольги Перетятько (сопрано) и Василия Ладюка (баритон) собрал многочисленную публику города. В сопровождении Красноярского академического симфонического оркестра под управлением Михаила Татарникова вокалисты исполнили арии и дуэты из опер Глинки, Римского-Корсакова, Чайковского, Верди, Доницетти и Россини.
В Каватине Людмилы Перетятько наполнила свою героиню простотой и непосредственностью, в то время как ее кокетливая Норина пленила грацией и обаянием, а Марфа в «Царской невесте» искренностью и любовью к жизни. Голос певицы, расцвеченный мягкими лирическими обертонами, необычайно легкий и подвижный. Особенно трогательной оказалась сцена Виолетты и Жермона в «Травиате» Верди. Партнером Ольги выступил Василий Ладюк, создавший на сцене образ благородного героя. Эту партию очень любил Дмитрий Хворостовский. Василий спел еще несколько арий из репертуара великого певца: Грязного, Фигаро, графа Ди Луна, Роберта. Певец впечатлил красноярскую публику величием голоса, ясностью интонаций и актерским самообладанием. Каждый персонаж отражал внутренний мир чувств и переживаний в душе Василия. Воспоминания о Хворостовском не покидают певца до сих пор: «В жизни многих музыкантов Дима сыграл огромную роль. Он любил жить и творить. Хворостовский — человек-эпоха, человек-комета, который горел, переживал и прославлял российское искусство на мировой оперной сцене. Дмитрия нельзя было не любить. С его лица никогда не сходила сияющая улыбка. Для двух баритонов очень сложно найти какое-то такое место на сцене, чтобы они вышли одновременно в одном и том же концерте, поэтому совместной работы у нас не случилось, хотя мы и пересекались в разных спектаклях «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке.
Дмитрия постоянно окружало огромное количество людей. Смех, шутки, радостные мгновения и минуты счастья создавали фейерверк эмоций вокруг него. А второй раз мы с ним пересеклись в Москве, когда в «Новой Опере» Дмитрий вместе с Константином Орбеляном репетировал программу военных песен, она как раз только еще рождалась. На мое творчество Дима до сих пор влияет. Изучая какой-то новый материал, первое, кого я слушаю — это Хворостовский. Его отношение к музыке и подача материала, осмысление задают ту высокую планку, к которой должны стремиться все музыканты. Будучи великодушным человеком с длинными руками, он был готов обнять и прижать к себе, даря тепло и радость. Фестиваль на его малой родине — наша дань памяти и уважения, поклонение грандиозной личности Дмитрия Александровича Хворостовского», — пояснил в беседе Василий Ладюк.
За пультом Красноярского академического симфонического оркестра в тот вечер стоял музыкальный руководитель и главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета Михаил Татарников. Их творческий тандем с Дмитрием Хворостовским тоже не прерывался: «Мы были очень дружны с Димой. Помню наш совместный проект в концертном исполнении «Демона» Рубинштейна. Тогда зажглась на оперном небосклоне звезда Асмик Григорян. Ее дуэт с Димой воплощал что-то космическое, таких моментов в моей жизни пока еще больше не случалось. Дима был очень веселым и оптимистичным человеком, такой рубаха-парень на публике, но это оставалось еще и маской, потому что я встречал его, например, в Барселоне, удрученного какими-то глубокими размышлениями и переживаниями. Мне с ним всегда было очень комфортно и интересно разговаривать на любые темы», — констатировал дирижер.
Фестиваль «Хворостовский» завершится 2 ноября концертом Симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева. Вместе с прославленным баритоном они неоднократно выступали не только в Санкт-Петербурге, но и в Нью-Йорке, остались добрыми друзьями. Валерий Гергиев называл Хворостовского солистом мира, никогда не терявшим связь с Россией.
Красноярск - Москва