Музей деревянного зодчества под открытым небом. Фото предоставлено пресс-службой музея «Лудорвай»
С этого сезона в архитектурно-этнографическом музее-заповеднике «Лудорвай» недалеко от Ижевска доступен для посетителей спектакль-променад «Лулву/Живая вода». А новый «Музей Ижевска» в историческом здании «Генеральского дома» осмысляет наследие города, начиная путь создания творческого кластера, но это пока большая мечта творческого сообщества Ижевска.
«Лудорвай» можно сравнить с Малыми Карелами в Архангельской области. Деревянное зодчество привезено со всей Удмуртии – от мельницы, деревенского двора и пасеки до русской часовенки и языческого родового святилища. Удмуртия граничит с Татарстаном, так что издревле тут проживали и удмурты, и бесермяне, и татары, и русские.
Спектакль режиссера Андрея Опарина появился благодаря программе фонда Потанина «Музей без границ», задуманной для того чтобы повысить открытость музеев к экспериментам и актуализировать их программы. Как и во многих регионах, «Лудорвай» появился в советское время, в 1986 году, как филиал республиканского краеведческого музея с целью сохранения памятников народной архитектуры. Красивое название музей позже взял от протекающей здесь реки. Заповедник работает по стандартизированным направлениям – экскурсиям и календарным праздникам. Первый театральный проект на территории заповедника открывает новаторское для музея направление. Причем подошли к нему основательно. Модные променады сейчас создаются для разных локаций – от шумных городских улиц до старинных усадеб, в масштабе страны таким жанром уже никого вроде бы не удивишь. Но так как жанр предполагает site-specific сценарий, именно от качества его разработки и зависит успех. Музейщики больше года ездили в этнографические экспедиции, поэтому в сценарий аудиоспектакля вошел корпус музыкального фольклора, до сих пор бытующих поверий и вербатим (к примеру, был записан монолог потомственного жреца).
Именно живые напевы, которые слышишь в наушниках, гуляя по бескрайней лесостепи, дают самый глубокий эмоциональный отклик. Внутри сценария заложен перевод народных песен, который предваряет «трек», но если ты не знаешь удмуртского, то это не мешает или даже помогает услышать «со стороны» особую мелодику этого финно-угорского языка. Двигаясь между ландшафтными объектами и метафорически по сельскохозяйственному и мифологическому календарю от весны к зиме, от свадебных песнопений к заупокойным причитаниям, можно задержаться на той или иной точке и предаться созерцанию, как на зеленоватом озере, уже подернутом тонкой корочкой осеннего льда. Или бодро пройти часть маршрута от поселений бесермян и северных удмуртов к роднику, в сторону волостного правления.
Драматургом спектакля выступил Денис Осокин, писатель-фольклорист, широко известный по замечательным экранизациям его книг «Овсянки» и «Небесные жены луговых мари», снятым Алексеем Федорченко. Весь спектакль зрителя как будто ведет голос птички из рассказа Осокина «Крапивник». Спектакль сфокусирован на «нетронутом» фольклоре: для подготовки общались с жителями деревень Удмуртии, сохраняющими аутентичный уклад, а внутри него есть удивительные традиции. Так, больше всего поражает поминальный обряд удмуртов, связанный с жертвоприношением предкам. Когда поминают умершего отца, кладут в культовое место кости черепа и конечности лошади, когда мать – кости коровы.
Дискуссионным моментом представляется хоть и деликатный, но спорный синтез в сценарии удмуртского фольклора и европейской поэзии. Направляясь к удмуртской избе, вдруг слышишь стихи Лорки про Андалузию или, шагая вдоль оврага, – Басе. С одной стороны, кажется избыточно. С другой – ясно, что авторы стремятся показать космический масштаб удмуртской мифологии, осмысляющей природу, и это важно. Это лишний раз подчеркивает не обособленность национальной культуры, а ее включенность в мировой контекст, тем более что в Удмуртии, как и в других национальных республиках, сегодня существует проблема утраты своего языка.
Еще один необычный музей, ставший грантополучателем фонда, «Музей Ижевска» в «Генеральском доме», который функционирует чуть больше 10 лет. Казенная усадьба командиров Ижевского оружейного завода, где с 1850-х годов до революции жила дворянская техническая элита города, где бывали и ученые, и художники, и члены императорской фамилии, только ждет реконструкции. Сейчас в нем размещена временная экспозиция, где есть и арт-объекты, и витрины с артефактами, и видеоинсталляции, и фотолетопись. «Музей учится разговаривать на исторические темы языком актуального искусства. Предполагаем обыграть это пространство разными историями, с сохранением разных слоев, ни в коей мере здесь не видится восстановление дома, обставленного типологической антикварной мебелью, чтобы всем сказать, что так и жили ижевские генералы, – рассказала «НГ» экс-руководитель музея, историк Марина Рупасова. – Наша задача – бытовая история города и этого дома. Мы хотим быть музеем личных и семейных историй Ижевска, а не дублировать заводской и национальный музеи. Семьи командиров завода, жившие здесь, бытовая их жизнь – не исследована, для этого нужно искать потомков потомков, дневники и письма. Пока есть только один архив Василия Новикова, чьи потомки из Петербурга нас нашли сами».
Реконструкция здания планируется на частные средства инвестора, и она требует колоссальных вложений после разрушительного ХХ века. В этом здании размещались и коммуналки, и школа во время войны, и станция скорой помощи; часть помещений с 1990-х годов сдавалась в аренду. Долгое время дом был забыт, его вычеркнули из памяти города (да и городом Ижевск стал только в середине прошлого века), ассоциировался только с больничными историями, а более ранняя история повседневности здесь тоже почти не сохранилась. «Про Ижевск не писали великие писатели, мало сохранилось мемуаров, культурный слой накапливался очень медленно, а благодаря музею люди стали рассказывать и делиться. Ведь здесь работали и жили, сменяя друг друга, блестящие военные инженеры и их жены, они привозили с собой столичную культуру, привычки, моду – на благотворительные концерты, спиритические сеансы, карточные игры, создали первую библиотеку и первый театр», – объяснила «НГ» Рупасова.
Одна из историй, хранимых домом, мистическая. Молодая генеральша Вера Богдановская (1867–1896), бестужевка, первая русская женщина-доктор физических наук, отправилась за мужем в Ижевск, когда тот получил назначение на завод. К ее приезду супруг сделал ремонт и даже оборудовал домашнюю лабораторию для ее занятий. Однажды во время химического опыта произошел несчастный случай: взорвался сосуд, осколки порезали руки, ядовитые вещества попали в кровь – Богдановская скончалась. С тех пор сторожа рассказывали про призрак дамы в белом, обитающий в доме.
Ижевск–Москва