Скрипач Равиль Ислямов дебютировал с Госоркестром Татарстана. Фото предоставлено пресс-службой оркестра
В Концертном зале им. Чайковского с сочинениями Бетховена, Шенберга и Рихарда Штрауса выступил Госоркестр Татарстана под управлением Александра Сладковского. В концерте приняли участие молодые лауреаты Конкурса им. Чайковского Сергей Давыдченко, Равиль Ислямов и Василий Степанов.
Александр Сладковский, дирижер и худрук весьма амбициозный, выбирает для Москвы сочинения, которые раскрывают его оркестр с самой выгодной стороны. Как коллектив сбалансированный, невероятно виртуозный и отзывчивый к дирижерскому жесту. Коллектив, который может сыграть практически любую программу, и последний концерт это продемонстрировал сполна. Объединить в одной программе три знаковые партитуры, каждая из которых способна стать кульминацией концерта, позволит себе не каждый дирижер. В год 150-летия Шенберга Сладковский выбирает переложение для струнного оркестра секстета «Просветленная ночь», продолжает Тройным концертом Бетховена, а замыкает симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра».
«Мы сыграли сочинения практически всех крупных представителей немецко-австрийской музыки, от Бетховена до Шенберга. И как раз в этой программе эта линия отражена, – комментирует дирижер. – Мне было интересно пригласить молодых музыкантов для исполнения Тройного концерта Бетховена, и я рад, что сложился такой удивительный состав солистов. Все они – лауреаты Конкурса им. Чайковского, где блистательно выступали. К тому же так или иначе все трое связаны с оркестром, Казанью, Татарстаном. С Василием Степановым мы играем лет с пятнадцати, с Сергеем Давыдченко знакомы тоже довольно давно, впервые встретились, когда ему было лет тринадцать, и уже записали пять концертов Прокофьева. С Равилем Ислямовым немного другая история, но он имеет непосредственное отношение к Татарстану». Для солистов этот материал оказался не так прост: технически не слишком сложный, он все же требует огромной музыкантской работы и, возможно, по-настоящему поддается исполнителям с большим опытом. Но энергия молодости и настоящая увлеченность, с которой исполняли этот концерт солисты, настолько окрылили зал, что публика не могла отказать себе в удовольствии зааплодировать после первой части, и это пренебрежение этикетом было сколь спонтанно, столь и осознанно.
«Просветленная ночь» – кульминация немецкого романтизма в смысле музыкального языка, но не в смысле темы, открывающей как раз дверь в новую эпоху, позволяющую говорить на запретные ранее темы. Стихотворение Рихарда Демеля, давшее импульс Шенбергу, описывает диалог между женщиной и мужчиной, идущими сквозь мрачный лес. Та признается, что беременна от другого, на что спутник отвечает, что его любовь способна преодолеть вызов крови, – и атмосфера преображается. Шенберг написал партитуру, которая вместе с театральностью, живописующей в звуках и лесное царство, и нерв героев, сохраняет интимность высказывания. И и оркестр это смог передать, не упуская градации динамики, в основном довольно тихой, и чуда ансамбля: полновесный состав струнных звучал очень стройно.
Поэма «Так говорил Заратустра» написана в манере не менее театральной, но максимально эффектной, и оркестр играет ее с видимым удовольствием, даже ликованием, вызывая соответствующую реакцию публики. Публика, к слову, этот оркестр очень любит: не каждый коллектив может похвастаться аншлагами, но здесь именно тот случай. Подтверждает это и Александр Сладковский, говоря об особенностях персонального абонемента оркестра в Московской филармонии: «Абонемент продолжается уже много лет. Первый концерт в Москве мы сыграли уже в первом нашем совместном сезоне, это была программа вальсов: Чайковский, большая сюита из «Кавалера розы» Штрауса, Равель. Серьезные сочинения, которые уже тогда были нам под силу. Сегодня наши концерты в Московской филармонии оправданны и с экономической, и с творческой точки зрения. Абонементы хорошо продаются, то есть мы держим марку. Иначе нам давно бы уже сказали «спасибо, до свидания». А для оркестра – честь выступать в одном из лучших залов столицы и России», - говорит он.
По словам Сладковского, программа формируется коллегиально: «Я представляю свои предложения гендиректору филармонии, выдающемуся менеджеру Алексею Алексеевичу Шалашову, и мы приходим к соглашению в зависимости от того, что интересно оркестру, и от того, как формируется сезон филармонии, чтобы наши программы вписывались в музыкальную жизнь Москвы». Изюминкой заключительного концерта текущего филармонического абонемента (30 марта) станут две «Шехеразады»: знаменитая партитура Римского-Корсакова и нечасто исполняемый вокальный цикл Равеля, который исполнит Екатерина Семенчук.