0
14028
Газета Культура Интернет-версия

24.12.2024 00:01:10

1. Реформа «Золотой маски» завершена

В 2025 году премия окончательно перейдет на измененные условия

Тэги: театр, премия, театральная премия, золотая маска


театр, премия, театральная премия, золотая маска Экспериментам в новой «Золотой маске» не место. Фото агентства «Москва»

В декабре секретариат Союза театральных деятелей утвердил новое положение Российской национальной театральной премии «Золотая маска»: выработаны новые принципы определения номинантов и лауреатов. Фестиваль переходного периода состоялся, но в усеченном режиме. Жюри смотрело спектакли-номинанты на родных сценах. Уже в этом сезоне дирекция «Золотой маски» обещает вернуть фестиваль в Москву. Если говорить коротко, то перезагрузка «Маски» пошла по двум линиям: подключилась идеологическая составляющая и сформулирован новый подход к результатам театральной работы.

Среди критериев оценки заявленных на премию работ указано на воплощение в спектаклях традиционных духовно-нравственных ценностей. Также в новом положении говорится об обязанности учредителя и всех участников мероприятий премии и фестиваля следовать этическим нормам и принципам, изложенным Константином Сергеевичем Станиславским в труде «Этика». Отметим, что Станиславский в своей работе обращался прежде всего к артисту, в новой же «Золотой маске» важность артиста нивелирована до участника коллективной работы (впрочем, об этом тоже говорится в «Этике»).

Отныне «Золотая маска» будет присуждаться спектаклю. Частные номинации упразднены: статусом лауреата «Золотой маски» будут обладать режиссеры, художники и другие участники постановочной команды, а также артисты, занятые в двух премьерных составах спектаклей-победителей. Стоит ли говорить о том, что ценность «Золотой маски» для участников процесса девальвируется? С учетом того что среди победителей может быть названо от одного до пяти спектаклей в каждой из категорий, лауреатов «Маски» уже после первого сезона по новым правилам будет пруд пруди.

По сути, «Маска» стала директорской. Неудивительно, ведь руководитель премии, ее вице-президент – директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок. Он уже высказывал в своих интервью мысль о неправильной схеме, когда театр вкладывается в постановку, а «Маску» увозит приглашенный режиссер. К разговору об этике: президент «Золотой маски» Владимир Машков руководит двумя театрами, вице-президент Кирилл Крок – еще одним, патронирует фестиваль администрация президента, чей сотрудник Сергей Новиков, как раз ответственный за перезагрузку (присутствовал на ключевых заседаниях), ставит оперные спектакли. Противники старой «Золотой маски», которые сейчас как раз у руля, не раз говорили о том, что эксперты и жюри находились в зависимом положении, ведь директор фестиваля Мария Ревякина возглавляла и Театр наций. Сейчас ситуация выглядит так же.

Итак, премию за лучший спектакль (до пяти лауреатов) будут вручать в следующих категориях: «Драматический театр» (здесь есть деление на большую и малую формы), «Опера, оперетта/мюзикл», «Классический балет», «Современный балет», «Современный танец», «Театр кукол», «Лучший спектакль для детей». Исключены специальные премии жюри и номинация «Эксперимент».

Работа экспертных советов стала открытой: если раньше интрига сохранялась до объявления номинантов, то сейчас процесс отбора спектаклей афишируется, по публикациям в соцсетях можно легко определить, какие спектакли дошли до статуса «соискатель» (эти постановки эксперты смотрят вживую, остальные проходят отбор по видео), от которого до номинанта один шаг. В номинацию могут попасть от двух до десяти спектаклей, в лауреаты – от одного до пяти.


Читайте также


Господство голых цифр

Господство голых цифр

Елизавета Авдошина

"Человек среднестатистический" в Театре Ермоловой отказывает в привычных ролях актерам и зрителям

0
2412
Екатерина Семенчук: "Мне интересно узнавать все тайны не только мира внешнего, но и собственного"

Екатерина Семенчук: "Мне интересно узнавать все тайны не только мира внешнего, но и собственного"

Марина Гайкович

Певица – о постоянном самосовершенствовании, старинном романсе, об оперных героинях, образе Шехеразады и о сотрудничестве с Госоркестром Татарстана

0
3522
Кармен и Сольвейг одновременно

Кармен и Сольвейг одновременно

Лола Звонарева

Когда книга становится героиней спектакля

0
289
Не отпустите детство

Не отпустите детство

Ольга Камарго

Андрей Житинкин любит артистов, но не строит иллюзий

0
434

Другие новости