Валерий Гергиев обещает десятки новых спектаклей – все они приедут из Петербурга. Фото РИА Новости
Валерий Гергиев был назначен директором Большого театра в декабре 2023 года. Самый главный итог первого года его работы – то, что создания Дирекции императорских театров или объединения с Мариинкой не произошло. Юридически это два самостоятельных учреждения. Фактически же – напротив.
Количество гастрольных спектаклей из Санкт-Петербурга превысило, кажется, вековые показатели. Причем большая часть – старые спектакли, чья художественная актуальность осталась в прошлом веке. Гергиев взял курс на расширение репертуара Большого, но не избрал путь новых оригинальных постановок, создав, по сути, в Москве еще одну прокатную сцену для спектаклей Мариинки. В иных случаях, как, например, в недавней премьере незаконченной оперы Мусоргского «Саламбо», не совсем понятно, чей спектакль: оркестр Большого, декорации из подбора, а солисты и дирижер (напомним, Гергиев в Большом – директор) – из Мариинки. Единственная же настоящая премьера – опера «Риголетто» на Исторической сцене – показала, что качество постановочных решений нынешнее руководство не волнует. В балете новых названий не появилось вовсе: в качестве премьеры прошел балет «Спящая красавица» в новых декорациях, а также старый хит театра – «Чиполлино».
Перед отставкой Владимира Урина в общественном пространстве нагонялась волна возмущения ценами на билеты, условиями продажи новогоднего «Щелкунчика», которые, надо сказать, были продуманы на все 100%. Что же происходит при Гергиеве? Цены взлетели как минимум в два раза. Если при старом руководстве самый дорогой билет в театр стоил 20 тыс. руб. (как раз на «Щелкунчик»), сегодня 25 тыс. стоит балкон второго яруса. Партер – 40–50 тыс. Все билеты в театр отныне продаются по паспортным данным, и эту тенденцию подхватили московские театры. Смысл нововведения не слишком понятен, поскольку не все спектакли Большого пользуются популярностью у публики. Все это может усложнить встречу зрителя с искусством, спекулянты же все равно найдут лазейку.
Валерий Абисалович принял и ряд решений по репертуару Большого сообразно своему вкусу: так, директор снял из афиши балет «Пиковая дама», хорошо принятый профессиональным сообществом и публикой. Мировая премьера прошла зимой – в новом сезоне спектакль уже не идет. Есть опера Чайковского, говорит Гергиев, зачем еще балет?
Артисты театра в полной мере уже испытали новый стиль руководства. Иной раз не знают, кто назначен на партию, не просто в день спектакля, но в момент его начала: задействованные во втором действии певцы сидят в гриме и костюме до распоряжения руководства. Музыканты оркестра уже прокатились по России в пасхальном поезде – тоже новый опыт, вряд ли с энтузиазмом принятый. Уже не говоря о непривычном графике репетиций и выпуска спектаклей. Наращивание количества показов – тоже новая практика: по три оперы в день на одной сцене Большой еще не давал, сейчас же это вводится в практику. Неудивительно, что в театре началась кадровая текучка.
Стиль руководства Гергиева отличает спонтанность и чрезмерность: это было очевидно по последнему десятилетию функционирования Мариинки, сейчас то же самое укоренилось в Большом.