0
12147
Газета Культура Интернет-версия

24.12.2024 00:01:08

3. Третьяковская галерея отвернулась от новейшего искусства

Руководство упразднило один из самых энергичных отделов

Тэги: искусство, современное искусство, третьяковка, третьяковская галерея


искусство, современное искусство, третьяковка, третьяковская галерея Корпус в Кадашах открыли выставкой передвижников. Фото агентства «Москва»

В 2024 году Третьяковская галерея открыла филиал в Самаре, следом московское новое здание – выставкой передвижников. И закрыла Отдел новейших течений, один из самых энергичных, – фактически на нем явно ослабевший выставочный план держался в начале года.

Долгострой нового корпуса на Кадашевской набережной открывали дважды. Сперва в конце мая, тогда здесь прошел фестиваль «Интермузей», затем в конце октября – показом передвижников. Здание несколько месяцев простояло открытым фактически вхолостую.

И самарский филиал, и кадашевский корпус были задуманы задолго до нынешнего директора. А вот упразднение Отдела новейших течений, прикрытое реструктуризацией – создан Отдел искусства второй половины XX–XXI веков, – шаг новый. Притом что бывший Отдел новейших течений не только работал на реноме галереи и прежними яркими проектами: только в этом году на нем в выставочном смысле – с посвящениями Александру Константинову и Юрию Злотникову – держались зима и весна. Официальный ответ Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) появился в соцсетях музея уже после открытого письма протеста Андрея Ерофеева, одного из прежних руководителей расформированного отдела, и сводился к общим словам о том, что все будет хорошо. Без конкретики.

Что касается выставочной деятельности ГТГ, не всегда известно, какие проекты были запланированы давно, какие нет, но вектор теперь развернут в прошлое, довольно далекое. Кадашевский корпус открылся «Передвижниками». В музее это позиционировали как первый за полвека крупный проект, по-новому их представляющий и вообще главный для музея на 2024–2025 годы. В залах сквозной нитью через тексты идут русская ментальность, миссия и т.д. Новое в итоге – главным образом за счет архивной части. Но Третьяковская галерея уже делала отдельные ретроспективы Ге, Левитана, Коровина, Серова, Репина, Куинджи, Поленова. Вторым проектом в Кадашах стала выставка Виктора Попкова, представителя сурового стиля, – его ретроспектива проходила 10 лет назад в Академии художеств. А вот первую – вообще первую – выставку авангардиста, сподвижника Малевича (и сына передвижника Саврасова) Алексея Моргунова, давно запланированную, но переносившуюся, в итоге представили скромно – в одном из залов постоянной экспозиции авангарда. Ощущение, что не только новейшее искусство, но и авангард при теперешнем директоре отодвинуты на периферию. Хотя у музея явные сложности с выставками, которые открываются реже, идут дольше – смотреть большинство из них кажется необязательным. Третьяковка поскучнела и быстро потеряла статус знаковой выставочной площадки, наработанный при Зельфире Трегуловой.


Читайте также


Музыка Победы в подмосковной Палестине

Музыка Победы в подмосковной Палестине

Александр Матусевич

VIII Музыкальный фестиваль под открытым небом "Лето. Музыка. Музей" в Истре посвятили 9 мая

0
1728
Удушливая топь невыкрикнутости

Удушливая топь невыкрикнутости

Ирина Соловей

Борис Левит-Броун не популярный автор, а писатель для разговора с настоящим читателем

0
434
Стихи просятся в объем

Стихи просятся в объем

Наталия Набатчикова

Персональная выставка Александра Лаврухина открылась в Чеховском культурном центре

0
508
Ловцы смыслов

Ловцы смыслов

Марианна Власова

О философах в книгоиздании, об «однокомнатных квартирах» для статуй и Денискиных рисунках

0
1991

Другие новости