Фото сайта mdt-dodin.ru
В Малом драматическом театре – театре Европы на малой сцене состоялась премьера пьесы Артура Миллера «Случай в Виши» в постановке молодого режиссера, актера театра Артура Козина.
Пьеса, претерпевшая множество нападок в Соединенных Штатах и в СССР, трудна для постановки на драматической сцене, в ней нет действия, она представляет борьбу идей. Действие разворачивается в Виши на территории оккупированной Франции в 1942 году, когда отлавливали людей так называемых низших рас, объявленных неполноценными. В камере находятся схваченные немцами люди разной социальной принадлежности, взглядов и культуры: предельно нервный художник Лебо (Михаил Титоренко), электромонтер Байяр, придерживающийся коммунистических взглядов (Никита Тимербаев), известный актер Монсо, играющий Сирано де Бержерака в Комеди Франсез (Никита Сидоров), официант соседнего кафе (Александр Быковский), врач-психиатр Ледюк, получивший образование в Вене (Никита Сухарев), австрийский князь фон Берг с тысячелетней родословной (Евгений Шолков) и Цыган (Иван Матвеенко), чья судьба уже предрешена.
Люди обуяны страхом, которого в глубине души некоторые из них не могут не стыдиться. Лишь делец Маршан (Павел Грязнов) относительно спокоен. Между ними разворачивается дискуссия об их судьбах, перешедшая в дискуссию о фашизме, хотя это слово не произнесено. Для князя фон Берга фашизм всего лишь «океан хамства». Среди аргументов Берга в защиту немцев– великая немецкая культура. Так же говорит и актер Монсо, которому аплодировали в Берлине. Электромонтер спускает их с небес рассказом о поездах смерти, направляющихся в концлагеря. Вначале аргументы и контраргументы продиктованы страхом. Отпущенный немцами делец внушает слабую надежду, которая быстро гаснет, и дискуссия приобретает более конкретный характер. Аргументы становятся более определенными: психиатр с семьей прячется в деревне, фон Берг покинул Австрию после того, как просвещенные немцы, дослушав концерт оркестра князя, забирают гениального молодого скрипача-еврея. Каждый вспоминает подобные случаи. Постепенно камера пустеет. Остается только Ледюк. Вышедший с пропуском фон Берг отдает его Ледюку.
Это кульминация и одновременно финал дискуссии. Евгений Шолков (фон Берг) и Никита Сухарев (Ледюк) проводят эту короткую сцену с огромным напряжением, достигая трагизма. Ледюк спасен, фон Берг со спокойным достоинством ждет своей участи: его личная воля к сопротивлению героя-одиночки не убита.
Режиссер сосредоточен на обреченных. Между тем, в пьесе Миллера действуют немцы-каратели, замененные записанными голосами, среди которых выделяется интеллигентный голос Майора. Его нет в спектакле. В пьесе после ранения и госпиталя он временно прикомандирован к гестапо. Он с уважением отнесся к боевому французскому офицеру Ледюку, но отказался ему помочь. Майор, зараженный бациллой фашизма, потрясен поступком фон Берга. Они смотрят друг на друга: им никогда не постигнуть друг друга.
Режиссер отказался от этой говорящей мизансцены, завершающей дискуссию. Спектакль оканчивается многоточием.
В нем многое продумано и точно решено. Выразителен минимализм сценографии Ольги Павлович - на сцене только скамья, на которой сидят арестованные, и огромная кастрюля, которую зачем-то принес Цыган. Он ее лудил до того, как был арестован. Среди одетых в темные цвета людей выделяется белое пальто князя фон Берга, которое в какой-то момент воспринимается, как библейские «белые одежды» - символ нравственной праведности.
Фон Берг с его почитанием культуры, не вступив в прямую борьбу с фашизмом, отказался дышать одним с ними воздухом, покинув Австрию. Это сопрягается с темой философского романа Петера Вайса «Эстетика сопротивления» - о взаимодействии политики и искусства. Аполитичный фон Берг, живший искусством, проявил истинный героизм, сохранив жизнь другого. Личный выбор одного человека имеет значение – об этом нам напоминает спектакль Малого драматического театра.
Санкт-Петербург
комментарии(0)