В июле Мацуев и Сладковский снова встретятся – на сей раз в «Сириусе».
Фото предоставлено пресс-службой Госоркестра Республики Татарстан
В Казани продолжается XIV Международный фестиваль им. Рахманинова «Белая сирень». Практически каждый год на этом форуме выступает Денис Мацуев, в прошлом году – с эксклюзивным Первым фортепианным концертом Шнитке, в этом – с Пятым Бетховена. Во втором отделении Госоркестр Республики Татарстан под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера исполнил Первую симфонию Малера.
Появление сочинений Бетховена и Малера в программе фестиваля, который носит имя Сергея Рахманинова, не исключение. Безусловно, музыка Сергея Васильевича всегда присутствует в фестивальной афише – в этом году, например, Второй фортепианный концерт исполнила Екатерина Мечетина, а Третий прозвучит в интерпретации Мирослава Култышева. Но в целом идея Александра Сладковского шире – маэстро предлагает спектр имен, партитур, которые определили историю музыки. Здесь не так много редкостей или премьер (им посвящены, скажем, фестиваль Concordia им. Софии Губайдулиной или фестиваль органной музыки) – напротив, это в основном шедевры.
В конце концов, с именем Рахманинова можно косвенно связать многие из исполняемых сочинений, даже Пятый концерт Бетховена: через своего учителя Александра Зилоти (Зилоти–Лист–Черни–Бетховен) Рахманинов – музыкальный внук великого классика.
Удивительно, но и в интерпретации бетховенской партитуры, в первой части, у Дениса Мацуева, для которого Рахманинов – один из знаковых композиторов, неожиданно проявилась рахманиновская меланхолия. Прозрачная звукопись медленной части предвосхитила контрастный бравурный финал. А исполненный на бис полный экспрессии финал «Аппассионаты» пронесся как вихрь – было потрясающее ощущение одной фразы, одного дыхания, с первых тактов и до коды.
Известно, что Денис Мацуев – друг Госоркестра Татарстана. Он не просто принимает приглашение выступить в Казани или на гастролях как солист, но вовлекает Александра Сладковского и его коллектив в свои проекты и фестивали. К слову говоря, в июле Госоркестр Татарстана приедет в «Сириус», который в последние годы стал домом для фестиваля Мацуева Crescendo. Степень доверия между пианистом и дирижером чувствуется и в музыке: ансамбль безупречный. Особенно учитывая, что Пятый Бетховена музыканты играют впервые.
«Это будет 44-е или 45-е сочинение, которое Денис сыграет с Госоркестром Татарстана. Да! Огромное количество мы переиграли за 15 лет», – сказал Александр Сладковский в беседе с корреспондентом «НГ». В ответ на вопрос, нет ли творческой усталости от частых встреч, маэстро горячо ответил: «Есть только кайф! Понимаете, гениальная музыка не надоедает, это же закон. Я по себе знаю, у меня были сезоны балетные, когда я за лето дирижировал 60–70 раз «Лебединое озеро». И каждый вечер, когда вставал в яму, я предвкушал: опять, опять, опять. С гениальным исполнителем тоже никогда не устаешь играть. А на самом деле, мы не так уж и часто играем, хотя мы много раз в сезон встречаемся, и не только в Татарстане, и не только с нашим оркестром. Но действительно гораздо чаще, чем с другими солистами, это безусловно.
Играть с Денисом мне доставляет необыкновенное музыкантское удовольствие, потому что мы всегда на одной волне, всегда на пределе эмоциональном и технологическом, всегда с полнейшей концентрацией. Кстати, не важно, в каком зале, в каком городе – Денис всегда играет даже не со 100-, а с 1000-процентной отдачей. Конечно, просто так аккомпанировать ему неинтересно. Интересно вместе с ним погружаться в поток и лететь».
Первая симфония Малера – композитора, чьи сочинения стали некой константой для Госоркестра Татарстана с момента появления Александра Сладковского у руля, – показала, как растет коллектив в музыкантском плане. Охват целого при умении подчеркнуть тонкие нюансы – результат долгой работы, постоянного возвращения к гигантским малеровским симфониям (в завершение фестиваля, 11 июня, прозвучит грандиозная Восьмая, а затем будет записана). Через Бетховена, Шостаковича, Чайковского, через сложнейшие авангардные партитуры. Умение увидеть, услышать музыкантов так, что солистам оркестра публика аплодирует и скандирует стоя – так было и после Первой симфонии Малера. Справедливо ставя во главу своей интерпретации финал симфонии, Сладковский являет практически театральное полотно: колоссальной напряженности кульминация, буря, ее преодоление и покорение приводят к торжествующей коде, витальной и жизнеутверждающей.
Казань–Москва