0
401
Газета Культура Интернет-версия

10.07.2025 18:11:00

Музыка Победы в подмосковной Палестине

VIII Музыкальный фестиваль под открытым небом "Лето. Музыка. Музей" в Истре посвятили 9 мая

Тэги: подмосковье, форум лето музыка музей, максим дунаевский, фестиваль, концерты, музей новый иерусалим, искусство узбекистана


подмосковье, форум лето музыка музей, максим дунаевский, фестиваль, концерты, музей новый иерусалим, искусство узбекистана Музыканты играют на крайне живописном фоне. Фото Армана Тадевосяна/пресс-служба музея «Новый Иерусалим»

На открытии форума «Лето. Музыка. Музей» его президент композитор Максим Дунаевский отметил, что фестиваль у стен Ново-Иерусалимского монастыря небольшой, в этом году будет традиционно всего пять концертов, но значимый: он уже завоевал свое место среди иных подобных мероприятий, каковых в последние годы родилось немало в Подмосковье. Завоевал он и место в сердцах публики – в прошлом году все концерты прошли с аншлагом, столпотворение меломанов наблюдалось и на открытии 9 июля. Есть у фестиваля и изюминка – это соединение музыки с художественными живописными образами: тут он развивает традиции знаменитых «Декабрьских вечеров». Концерты проходят на территории музея «Новый Иерусалим» (музей выступает и соорганизатором фестиваля), который традиционно предлагает обилие выставок самого высокого класса, а иногда и экзотичности. Например, в этом году одна из них дает богатый срез искусства Узбекистана.

Такой мотив – неслучаен. Ведь среднеазиатская республика – бывшая союзная в составе СССР, она вместе с Россией и другими четырнадцатью (тогда в Союзе всего их было 16) ковала Великую Победу, 80-летие которой мы празднуем весь год. Именно эта тема стала центральной и в музыкальной фестивальной программе истринского праздника искусств. Худрук Дмитрий Юровский построил афишу целиком из великих имен советской музыки. Есть, правда, и небольшие исключения, но и они тематически оказались связанными с Победой – например, музыка Сергея Рахманинова или Леонарда Бернстайна, творивших по другую сторону океана, но эмоционально вложившихся в борьбу с нацизмом не меньше, чем великие советские композиторы.

Главные же фигуранты музыкального пиршества – Прокофьев, Шостакович, Хачатурян. В афише превалируют крупные симфонические полотна, включая легендарную Ленинградскую симфонию, но есть и другие жанры – например, традиционно для фестиваля один из вечеров отдан академическому вокалу. В этом году с оперной программой прибудет коллектив «Новой оперы» имени Евгения Колобова – театр представит обширную прокофьевскую антологию, в которой прозвучат фрагменты из «Войны и мира», «Обручения в монастыре», «Любви к трем апельсинам», а также кантаты «Александр Невский» и музыки к кинофильму «Иван Грозный». Есть место и вокалу не академическому: завершающий концерт форума посвятили двойному юбилею композиторов Дунаевских – 125-летию Исаака Осиповича и 80-летию (он ровесник Победы) Максима Исааковича. Если последний связан с маем 1945-го лишь метрическим поводом, то вклад первого в Победу советского народа в духовно-идейном, эстетическом и культурном плане неоспорим: например, Ленинградская музкомедия, единственный театр блокадного города, добрую половину своего репертуара «закрывала» опереттами Дунаевского-старшего, а его песни из кинофильмов пела вся страна.

На открытии фестиваля прозвучали опусы упомянутых великих симфонистов. Маэстро Юровский выстроил интересную идейную архитектонику вечера. В первом отделении опусы, как бы «обрамляющие» военное лихолетье, – сюита Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад», написанная для спектакля Вахтанговского театра перед самой войной, и скрипичный концерт Шостаковича, появившийся в роковом для композитора 1948-м. Настроения и эмоции советского общества накануне и спустя некоторое время после страшной трагедии – витальная сила щедрого хачатуряновского мелодизма и мучительная, трагическая борьба с гнетущей атмосферой во втором опусе. Первое сочинение резидент фестиваля — Государственный академический симфонический оркестр России имени Евгения Светланова — сыграл с вальяжной раскрепощенностью, во втором солист Вадим Репин зацепил невероятные эмоциональные глубины, одновременно продемонстрировав блистательную технику.

Вторая половина вечера – сочинение, созданное в годы войны, отдающее дань героизму советских людей: монументальная Пятая симфония Прокофьева. Величественность и энергетическая мощь этой музыки беспрецедентна – дирижеру и оркестру удалось показать богатство партитуры со всей значительностью и одновременно филигранной выделкой деталей, создав эмоциональный накал, соответствующий замыслу Сергея Сергеевича. Не обошлось и без игривого биса, также от Прокофьева – бессмертный марш из «Апельсинов» прозвучал словно ярко театральное приглашение на праздник музыки, рожденной тревожным и удивительным временем, которая будет царить на уже знаменитом подмосковном фестивале в благословенные июльские вечера. 


Читайте также


Революция становится главным подарком на Новый год

Революция становится главным подарком на Новый год

Наталия Григорьева

Сюжет фильма о событиях 1989-го не потерял актуальности и в 2025-м

0
420
Москва на спорте днем и ночью

Москва на спорте днем и ночью

Елена Крапчатова

Как в столице проходил масштабный фестиваль любителей здорового образа жизни

0
1753
В Центре современного искусства AZ/ART идет вторая серия фестиваля "Алгоритмы познания"

В Центре современного искусства AZ/ART идет вторая серия фестиваля "Алгоритмы познания"

Дарья Курдюкова

Зацепиться за ландшафт

0
1585
Праздник добра в "Городе неравнодушных"

Праздник добра в "Городе неравнодушных"

Андрей Гусейнов

Гостей благотворительного фестиваля в Москве вдохновили на помощь нуждающимся

0
1583

Другие новости