Музыканты играют на крайне живописном фоне.
Фото Армана Тадевосяна/пресс-служба музея «Новый Иерусалим»
На открытии форума «Лето. Музыка. Музей» его президент композитор Максим Дунаевский отметил, что фестиваль у стен Ново-Иерусалимского монастыря небольшой, в этом году будет традиционно всего пять концертов, но значимый: он уже завоевал свое место среди иных подобных мероприятий, каковых в последние годы родилось немало в Подмосковье. Завоевал он и место в сердцах публики – в прошлом году все концерты прошли с аншлагом, столпотворение меломанов наблюдалось и на открытии 9 июля. Есть у фестиваля и изюминка – это соединение музыки с художественными живописными образами: тут он развивает традиции знаменитых «Декабрьских вечеров». Концерты проходят на территории музея «Новый Иерусалим» (музей выступает и соорганизатором фестиваля), который традиционно предлагает обилие выставок самого высокого класса, а иногда и экзотичности. Например, в этом году одна из них дает богатый срез искусства Узбекистана.
Такой мотив – неслучаен. Ведь среднеазиатская республика – бывшая союзная в составе СССР, она вместе с Россией и другими четырнадцатью (тогда в Союзе всего их было 16) ковала Великую Победу, 80-летие которой мы празднуем весь год. Именно эта тема стала центральной и в музыкальной фестивальной программе истринского праздника искусств. Худрук Дмитрий Юровский построил афишу целиком из великих имен советской музыки. Есть, правда, и небольшие исключения, но и они тематически оказались связанными с Победой – например, музыка Сергея Рахманинова или Леонарда Бернстайна, творивших по другую сторону океана, но эмоционально вложившихся в борьбу с нацизмом не меньше, чем великие советские композиторы.
Главные же фигуранты музыкального пиршества – Прокофьев, Шостакович, Хачатурян. В афише превалируют крупные симфонические полотна, включая легендарную Ленинградскую симфонию, но есть и другие жанры – например, традиционно для фестиваля один из вечеров отдан академическому вокалу. В этом году с оперной программой прибудет коллектив «Новой оперы» имени Евгения Колобова – театр представит обширную прокофьевскую антологию, в которой прозвучат фрагменты из «Войны и мира», «Обручения в монастыре», «Любви к трем апельсинам», а также кантаты «Александр Невский» и музыки к кинофильму «Иван Грозный». Есть место и вокалу не академическому: завершающий концерт форума посвятили двойному юбилею композиторов Дунаевских – 125-летию Исаака Осиповича и 80-летию (он ровесник Победы) Максима Исааковича. Если последний связан с маем 1945-го лишь метрическим поводом, то вклад первого в Победу советского народа в духовно-идейном, эстетическом и культурном плане неоспорим: например, Ленинградская музкомедия, единственный театр блокадного города, добрую половину своего репертуара «закрывала» опереттами Дунаевского-старшего, а его песни из кинофильмов пела вся страна.
На открытии фестиваля прозвучали опусы упомянутых великих симфонистов. Маэстро Юровский выстроил интересную идейную архитектонику вечера. В первом отделении опусы, как бы «обрамляющие» военное лихолетье, – сюита Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад», написанная для спектакля Вахтанговского театра перед самой войной, и скрипичный концерт Шостаковича, появившийся в роковом для композитора 1948-м. Настроения и эмоции советского общества накануне и спустя некоторое время после страшной трагедии – витальная сила щедрого хачатуряновского мелодизма и мучительная, трагическая борьба с гнетущей атмосферой во втором опусе. Первое сочинение резидент фестиваля — Государственный академический симфонический оркестр России имени Евгения Светланова — сыграл с вальяжной раскрепощенностью, во втором солист Вадим Репин зацепил невероятные эмоциональные глубины, одновременно продемонстрировав блистательную технику.
Вторая половина вечера – сочинение, созданное в годы войны, отдающее дань героизму советских людей: монументальная Пятая симфония Прокофьева. Величественность и энергетическая мощь этой музыки беспрецедентна – дирижеру и оркестру удалось показать богатство партитуры со всей значительностью и одновременно филигранной выделкой деталей, создав эмоциональный накал, соответствующий замыслу Сергея Сергеевича. Не обошлось и без игривого биса, также от Прокофьева – бессмертный марш из «Апельсинов» прозвучал словно ярко театральное приглашение на праздник музыки, рожденной тревожным и удивительным временем, которая будет царить на уже знаменитом подмосковном фестивале в благословенные июльские вечера.