0
3389
Газета Культура Интернет-версия

28.07.2025 18:07:00

Премьера мюзикла по пьесе Джо ди Пьетро прошла в Санкт-Петербурге

Бутлегерская сила Гершвина

Тэги: петербург, театр музкомедии, премьера, хорошенькое дельце, гершвин, рецензия


петербург, театр музкомедии, премьера, хорошенькое дельце, гершвин, рецензия В облике дивы в перьях и в розовом читается пародия на гламурную блондинку. Фото Марии Ковалевой предоставлено пресс-службой театра

Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии открыл сезон раньше всех коллег по музыкальному цеху мюзиклом «Хорошенькое дельце, или Непыльная работенка». Спектакль на музыку Джорджа и Айры Гершвинов по пьесе Джо ди Пьетро в постановке Корнелиуса Балтуса.

Когда этот мюзикл появился под занавес минувшего сезона в формате «открытой репетиции», какой здесь небезуспешно опробовали, начав с «Ромео и Джульетты» Пресгурвика в постановке Керо, душа возликовала. Словно камень свалился, застрявший в виде тяжелого осадка после «Хозяйки Медной горы» Матвейчука. Не столь частый случай – заполучить мюзикл, премьера которого в Императорском театре Бродвея состоялась всего лишь в 2012 году при участии звезд Мэттью Бродерика и Келли О’Хара. Он приглянулся директору Театра музыкальной комедии Юрию Шварцкопфу, и эта любовь с первого взгляда по цепочке передалась зрителям петербургской премьеры. Публика здесь не любит сдерживать эмоции, отбивая ладоши в знак признания собственных способностей в экспертизе любимого жанра. Но в овациях после «Непыльной работенки» чувствовались особый энтузиазм и нескрываемое счастье обретения чего-то очень долгожданного и ценного, точнее бесценного. Каждый получил от этого спектакля что-то свое: кто-то больше всего от гениальной музыки Гершвина, кто-то – от фирменного американского юмора и ироничного взгляда сценаристов и режиссера на него, кто-то услышал любимых солистов в новых, но невероятно ладно и выигрышно севших на них амплуа. Но в чем все были едины, так это в понимании, что им подсунули не синтетическую подделку, написанную с помощью искусственного интеллекта, не имитацию жанра, но здоровый продукт, созданный, кажется, самой природой – природой свободного человека. Комический мюзикл так выстрелил еще и потому, что оказался на своем месте и особенно в нужное время, когда от начала до финала не покидало ощущение, что тебя, наконец, отпустило и можно глубоко вздохнуть и просмеяться, высмеять, залиться смехом от самых, казалось бы, банальных гэгов.

Американский драматург Джо ди Пьетро написал для всего этого букета чувств, эмоций и смыслов такой хитрый, многослойный, пропитанный спиртом и иными приправами сценарий, в котором читались его почтение и большая любовь не столько к мюзиклу, сколько к старушке оперетте и больше того – к опере. Трое бутлегеров в поисках укрытия оказываются в доме богатого шалопая и прожигателя жизни Джимми Винтера под прикрытием слуг, каждый из которых в финале, пройдя вереницу головокружительных передряг и социальных переодеваний, находит себе достойную идеальную пару. Из самых очевидных, с течением сюжета оказавшихся на поверхности ассоциаций без большого труда прочитались связи с «Летучей мышью» Штрауса, «Свадьбой Фигаро» Моцарта, а под занавес – еще и с «Королевой чардаша» Кальмана, когда, как богиня, из машины является мать главного героя Милисента, раскрывающая, что она и есть тот самый Браунберд, глава банды бутлегеров, гроза полицейских и всевозможных запретов на все. Сценарист прекрасно обыграл историческое имя Берда Брауна, который был лидером Движения за гражданские права и современником преподобного доктора Мартина Лютера Кинга – младшего. А когда после сцены обеда в честь приближающейся свадьбы Анталия Далворт, герцогиня Вудфорд, изрядно накачавшись чудодейственным напитком – «безалкогольным лимонадом», вдруг освободилась от вериг своих чумных предрассудков председателя общества женщин-трезвенниц и, как девчонка, призналась в любви бутлегеру Кренделю в прикиде камердинера, как не вспомнить и о силе «Любовного напитка» Доницетти? Оба они запевают роскошный дуэт «Мой Штраус», где, отстаивая свои ценности – кто трехдольные плывущие вальсы Штрауса, а кто и четырехдольный ударный степ, – пришли к рождению какого-то нового, чрезвычайно перспективного полиметрического жанра. Именно так и раскрываются ароматы дорогих духов – нота за нотой. Это открывает для режиссеров, художников и хореографов безграничные возможности, позволяя работать на полутонах, жонглировать самыми смелыми намеками на все и сразу – так, как это происходило и в «Летучей мыши» с ее темой тюрьмы, и в «Свадьбе Фигаро», которую рассматривали как «революцию в действии». Когда троица главных героев-бутлегеров время от времени упоминала «федералов», которые всюду рыщут, зритель невольно вздрагивал. И с каким наслаждением хохотал, когда двум едва влюбленным друг в друга героям удавалось обвести вокруг носа и буквально выпнуть бестолкового полицейского с тремя извилинами, бесцеремонно заглянувшего в поисках этих самых бутлегеров в спальню.

Песни Гершвина предстали здесь в пышных умопомрачительных аранжировках, роскошно оркестрованных оммажах его гению, отличающихся от оригиналов, но от того еще больше раскрывших их содержательный потенциал, так заботливо и выразительно показанный оркестром под управлением Алексея Нефедова. Так, песня «Ром-демон» выросла в выходную арию Анталии, манифест блюстительницы трезвости, из которой постановщики устроили жаркое пиротехническое шоу. А ее же скандальная выходка в пьяном угаре после принятия «любовного напитка», обернувшаяся бомбическим номером с раскачиванием на люстре, виртуозно организовалась из песни «В поисках парня» («Looking for a Boy»). В этой роли были ослепительны и сногсшибательны обе актрисы разных поколений – и Елена Забродина, и Надежда Кармаева. В шоу танцующих мыльных пузырьков обернулась очаровательная песенка Delishious («Восхитительная»), доставшаяся Эйлин Эвергрин, звезде контемпорари танца (отсылка к Айседоре Дункан или уже Марте Грэм). Этой героине режиссер придумал еще и уморительный до неприличия лейтжест и лейтзвук: «кха-кха» в высоком регистре и конвульсии оргазмического толка.

В облике дивы в перьях и в розовом сошлись пародии на гламурную идиотку и блондинку, список прототипов которых велик. Для обеих исполнительниц этой партии – Анастасии Вишневской и Натальи Диевской эта роль дала звездный шанс раскрытию актерских и вокальных возможностей. Партия, находящаяся по сложности в опасной близости к опере, обеим далась превосходно, каждая из актрис нашла свои подходы и «фишечки». В феерической тройке бутлегеров блистали Иван Корытов (державший на своей луидефюнесовской пластике весь спектакль) и Владимир Ярош, а Ксения Лазаревич в роли Билли Бендикс в очередной раз покорила киногеничной природой и бездонным вокально-драматическим талантом. Очень разными в своей плейбойской непогрешимости и уязвимости представили своего героя Джимми Винтера Роман Дряблов и Александр Леногов. Проходных исполнений в этом мюзикле не было ни по одной позиции, включая заводной кордебалет.

Художник-постановщик Йоко Сеама вместе с художником-аниматором Ильей Стариловым и художником по свету Денисом Солнцевым соединили в оформлении и комикс, и анимацию, и черно-белую комедию с элегантностью ее ужимок, а хореограф Ванни Вискузи поставил сокрушительно стильные танцы, включая грандиозное шоу коллективного степа. Дельце действительно получилось прехорошенькое.  


Читайте также


Почему погиб поэт

Почему погиб поэт

Наталия Григорьева

Фантазия на тему последнего дня жизни Михаила Юрьевича Лермонтова

0
1238
Неожиданное полотно эпохи

Неожиданное полотно эпохи

Вера Цветкова

В "Хрониках русской революции" события политической истории остаются за кадром любовных и криминальных интриг

0
2235
Читающий октябрь  страшные рассказы

Читающий октябрь страшные рассказы

Марианна Власова

В городе на Неве прошел фестиваль «Книжный маяк Петербурга»

0
2739
"Эддингтон" обнажает все страхи общества

"Эддингтон" обнажает все страхи общества

Наталия Григорьева

Хоакин Феникс в параноидальном вестерне про пандемию

0
3923

Другие новости