0
382
Газета Культура Интернет-версия

11.08.2025 19:04:00

Александр Матусевич: "Многие оперы Римского-Корсакова достаточно легко переживают всякого рода диковинные интерпретации"

Музыкальный критик – о своей новой книге, посвященной творчеству одного из самых значительных русских композиторов

Тэги: книга, исследование, римский корсаков, оперное наследие, интерпретации, александр матусевич, интервью


7-9313-3-1-t.jpg
Автор рассматривает
наиболее полную картину
постановок опер Римского-Корсакова
в России и за рубежом.
Обложка книги Александра Матусевича
«Римский-Корсаков в XXI веке:
интерпретации нашего времени».
Москва, 2025
В петербургском издательстве «Планета музыки» вышло новое исследование музыкального критика Александра МАТУСЕВИЧА «Римский-Корсаков в XXI веке: интерпретации нашего времени». Автор в течение нескольких десятилетий изучал современные постановки опер композитора. На примере своих рецензий Матусевич прослеживает, как меняется подход режиссеров, дирижеров и артистов к творчеству Римского-Корсакова. Корреспондент «НГ» Марина ГАЙКОВИЧ беседует с автором книги о его наблюдениях.

Почему героем вашей книги стал Римский-Корсаков?

– Формально потому что был юбилей в прошлом году – 180 лет со дня рождения. По сути – потому что любимый композитор с давних пор, и хотелось сделать ему приношение. Литературы о нем немало – и биографической, и музыковедческой. Поэтому решил взять другой ракурс – как его наследие живо сегодня, насколько востребовано, как интерпретируется. Книга убедительно показывает, что интерес есть, и немалый, хотя наличествуют и не всегда отрадные нюансы.

Римский-Корсаков оставил самое большое оперное наследие (среди русских композиторов). Пропорционально ли оно интересу театров? Можно ли сказать, что его оперы достойно представлены в российских театрах?

– Да, действительно, композитор был плодовит и прежде всего посвятил себя опере – написал, пожалуй, опер больше, чем кто-либо из русских композиторов, разве что Рубинштейн или Кюи могут с ним поспорить за первенство. На мой взгляд, совершенно непропорционально представлено. Я абсолютно не согласен, например, с фактически полным игнорированием некоторых его опер, они мне не представляются слабыми и несценичными, как о них сложилось распространенное мнение. Опыт постановки «Млады» Покровским в Большом, успех этого спектакля при показе в Ла Скала говорит в пользу того, что музыкальных красот там хватает и вполне возможно сделать из этого сочинения яркую феерию. То же касается и «Сервилии»: хотя недавняя постановка в Камерном театре не была откровением, но все же было видно, что материал замечательный и с ним можно и нужно работать. Есть еще «Пан воевода», который более этих двух обойден вниманием, полагаю, что совершенно незаслуженно. К сожалению, даже вездесущий маэстро Гергиев пока не обратил свой взор на эти опусы, не отважился на полноценные остановки, изредка исполняя эти оперы лишь в концертах, хотя в целом его внимание к творчеству композитора огромно – из 15 опер в Мариинке в постоянном репертуаре 12, исполняется все его симфоническое и романсовое (в камерных концертах) наследие.

Из того, что ставится в наших театрах, повсеместно востребована лишь «Царская невеста» – это безусловный лидер. Остальное уже с огромным отрывом идет, ставится лишь изредка. Например, «Псковитянка», которую мало кто считает слабой оперой, тем не менее представлена сегодня только в единственном театре не то что России, но всего мира – опять же Мариинском. Более-менее представлен «Салтан» в разных театрах страны, нельзя сказать, что уж очень обижены «Снегурочка» и «Золотой петушок», нередко ставят «Моцарта и Сальери» из-за его камерности. Театрам это удобно скорее по финансовым соображениям, чем эстетическим, поскольку хорошо, по-настоящему интересно эту непростую вещь ставят редко.

На мой взгляд, наследие представлено не соответствующе его качеству и значимости. Но тут Римский обижен примерно так же, как и Чайковский, из которого тоже в основном ставят одно и то же, пусть и лучшее.

Какие оперы ваши фавориты и какие спектакли?

– Трудный для меня вопрос, поскольку я ценю творчество мастера в целом. Ценю не только оперы, и в книге есть, хотя и немного, но и про симфонические интерпретации. Многое зависит от конкретного исполнения – что-то захватывает больше, и кажется, что в данный момент именно эту оперу ты у композитора любишь больше других, именно она лучшая. Но это сиюминутное впечатление, а глобально что-то одно самое-самое выделить сложно.

Что касается спектаклей, то идеального я еще не видел за свою жизнь. В самом понравившемся было что-нибудь, что смущало и не устраивало. И наоборот, в спектаклях, чья эстетика в целом мне чужда, бывали интересные находки, о которых помнишь долго.

Насколько «гибко» (поддается эксперименту) творчество Римского-Корсакова? Самая яркая интерпретация.

– На мой взгляд, исторические оперы типа «Псковитянки» или «Царской», которые связаны с конкретной эпохой, с трудом поддаются – как правило, это не убеждает, выглядит искусственно. Но у Римского много опусов философских, иносказательных, с большими обобщениями и серьезными подтекстами. Вот они достаточно легко переживают всякого рода диковинные интерпретации. Хотя сказать, что они меня сильно убеждали, не могу, но было понятно, что материал в принципе допускает непрямолинейный подход, некоторое иносказание. Мне понравилось, например, как Вячеслав Стародубцев увязал в Мариинке две небольшие оперы – «Кащея» и «Моцарта и Сальери» – в один спектакль, прочертив через обе тему сальеризма и искусственности всякого рода формул и ограничений. Не буду утверждать, что это самый выдающийся спектакль, но подход для объединения был предложен интересный.

Пытаются ли режиссеры взглянуть глубже, чем предлагает жанр? Например, чем жанр сказки.

– Пытаются. И таких попыток в постсоветское время было немало. Но мало кто действительно копает в глубь смыслов, чаще сосредотачиваясь на сугубо внешних эффектах, которые для большинства публики концентрируют внимание на себе как таковых, отвлекая от задачи глубоко подумать над какой-то идеей. То есть попытки, на мой взгляд, в основном пока неудачны – современный театр не нашел способа уйти от лубочности так, чтобы переакцентировать по-настоящему внимание публики на глубинные смыслы, подтексты и проблемы. Неожиданная картинка часто просто шокирует, но не способствует вскрытию существа опуса. Но попытки предпринимаются, и это хорошо – однажды, наверно, ключик будет найден.

Меняется ли дирижерская интерпретация? Были ли неожиданные?

– Современные маэстро прочитывают опусы Римского иначе, нежели Голованов с Кондрашиным и Небольсиным или даже более близкий по времени к нам Светланов. Мне очень импонировали подходы Михаила Плетнева – к сожалению, это было не так часто и только в концертах, но то, что удалось услышать, например «Майскую ночь», «Ночь перед Рождеством» или оркестровые сюиты из опер, привлекали безграничным любованием музыкальными красотами композитора, которые маэстро всегда стремился подчеркнуть, высветить по-особому, не дать затеряться. Также трактовки Рождественского, Гергиева, Полянского мне были по-своему интересны и новы.

Не хочется быть квасным патриотом, но зарубежные маэстро, даже именитые, такие, например, как Даниэль Баренбойм, не очень чувствуют стиль композитора, значительно уступают русским дирижерам. Может быть, лишь Ален Алтиноглу в брюссельском «Салтане» был «на уровне».

Открытия среди солистов – были ли? Лучшая Шемаханская Царица? Лучший Грязной?

– Мы говорим только о XXI веке – книга посвящена уже интерпретациям новейшего времени. Безусловно непревзойденной Любашей была Ольга Бородина, хотя, увы, ей не пришлось много петь эту партию. Позже мощный образ этой героини делала Ирина Макарова в Большом, Олеся Петрова в Новосибирске и Анита Рачвелишвили в Берлине. Чарующей Марфой была там же, в Берлине, Ольга Перетятько, судя по ее недавнему выступлению в этой опере в «Зарядье», она и сегодня очень хороша в ней. В Большом на премьере 2014 года открытием в этой партии была Ольга Кульчинская, чуть позже она была столь же убедительной Лебедью в Брюсселе. Мариинские баритоны Владислав Сулимский и Алексей Марков шикарны как Грязные. В Мариинке невероятно трогательной Снегурочкой оказалась Айгуль Хисматуллина, а в Париже этот образ очень удался Аиде Гарифуллиной. Шемаханку в недавней премьере в «Санктъ-Петербургъ Опере» неожиданно блистательно спела Мария Бочманова – неожиданно, поскольку голос у нее более плотный, чем принято в этой партии, но филигранные кружева у нее получились тем не менее очень здорово. Вспоминается Максим Пастер в партии Берендея – его канторский тенор очень подходил для медитативной каватины премудрого царя. Лучшей Февронией, на мой взгляд, была Елена Разгуляева в Астрахани – да простят меня мариинские дивы. Интересный образ Ивана Грозного предложил Владимир Байков в концертном исполнении «Псковитянки» в Ярославле.

Римский-Корсаков на Западе: насколько широко попал в поле вашего зрения?

– До пандемии и последующих событий я старался по мере сил вживую смотреть новые постановки в Европе, тем более что их было не так уж много – Римский на Западе, в отличие от России, по-прежнему больше симфонист, чем оперник. Тут нельзя не сказать о культуртрегерской миссии Дмитрия Чернякова, который много делал для популяризации корсаковских опер в Европе, и я видел почти все его корсаковские работы на Западе. И, думаю, он немало способствовал тому, что на оперное творчество композитора обратили внимание и другие режиссеры за рубежом. В отличие от российских мастеров, имеющих в «подкорке» пиетет к великому композитору, западные режиссеры чаще предлагают достаточно радикальные, смелые интерпретации, иногда даже шокирующие.


Читайте также


Американский журналист не оправдал доверия Лукашенко

Американский журналист не оправдал доверия Лукашенко

Дмитрий Тараторин

Интервью, которое дал белорусский президент корреспонденту из США, вызвало неоднозначную реакцию

0
504
Трамп помирил Баку и Ереван...

Трамп помирил Баку и Ереван...

Светлана Гамова

Лукашенко рассказал, что принял пять делегаций из США

0
1133
Вернуться к системе ограничений времен холодной войны уже не получится

Вернуться к системе ограничений времен холодной войны уже не получится

Геннадий Петров

Эксперт Андрей Кортунов считает, что гонка вооружений в сфере производства ракет средней и меньшей дальности не будет исключительно российско-американской

0
1897
Адвокатам стали запрещать сомнения в доказательствах обвинения

Адвокатам стали запрещать сомнения в доказательствах обвинения

Екатерина Трифонова

Некоторые судьи просматривают Уголовно-процессуальный кодекс РФ по диагонали

0
2032

Другие новости