![]() |
Тема родины была самой важной для Георгия Свиридова. Фото из архива Национального Свиридовского фонда |
Проект озаглавлен «Время, вперед!», по названию самого известного фрагмента из музыки Свиридова, того, что несколько десятков лет звучал в заставке информационной программы «Время». Впрочем, оговоримся – не менее популярны и его действительно бессмертные мелодии из музыки к драме Пушкина «Метель»: романс, вальс… Сюита из «Метели» прозвучит в одном из трех концертов. Компанию ей составят вещи, никому не известные, до сих пор существовавшие в набросках, эскизах и фрагментах.
По свидетельству музыковеда Александра Белоненко, племянника и наследника композитора, Георгий Васильевич сочинял за фортепиано и порой, не записывая музыку на бумаге, фиксировал ее в собственном исполнении на магнитофонную пленку. Таких записей в архиве композитора множество. По одной из них удалось восстановить партитуру хора «Благослови, душе моя, Господа», которая входит в цикл «Песнопения и молитвы» – последнее, оставшееся незавершенным сочинение Свиридова.
Расшифровкой и подготовкой партитуры под руководством Белоненко занимался хормейстер Самарского академического театра оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича Максим Пожидаев. Мировая премьера этого фрагмента – вместе с известными хорами Свиридова – прозвучит 24 сентября в исполнении Академического Большого хора «Мастера хорового пения» радио «Орфей» под управлением Льва Конторовича.
30 сентября Юрий Башмет и оркестр «Новая Россия» представят в Концертном зале им. Чайковского первое исполнение Симфонии для струнных и ударных. А в центре финального концерта цикла – мировая премьера оратории для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра «Семь песен о России» на слова Александра Блока. Сочинение прозвучит 2 октября в зале «Зарядье» в исполнении Московского симфонического оркестра под руководством Ивана Рудина и Государственного академического русского хора им. А.В. Свешникова.
По словам президента Национального Свиридовского фонда Андрея Панчера, проект «Время, вперед!» подразумевает архивную, научную деятельность, восстановление партитур по источникам, их издание, исполнение и запись. «С этого момента профессиональные коллективы всего мира смогут не только ознакомиться с произведениями, но и самостоятельно их исполнять», – говорит Панчер. Все три предстоящих концерта запишут, и релизы будут выпущены на международных платформах. А печатные издания бесплатно направят в библиотечные фонды и учебные заведения, электронные версии выложат в открытый доступ на сайтах музыкального издательства «Панчер», Национального Свиридовского фонда и на цифровых платформах (проект поддерживается грантом президента РФ на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных индустрий).
Александр Белоненко ответил на вопросы корреспондента «НГ».
– Почему вы остановились на этих сочинениях?
– Я решил знакомить публику с неизвестным Свиридовым. И не просто с неизвестным, а с его поздними сочинениями. Все знают Свиридова как лирического, идиллического автора – «Метель», «Время, вперед!» и так далее… А в поздних сочинениях отчетливо проявляется тревога по поводу судьбы его любимейшей «отчалившей Руси», это музыка, полная мрачных предчувствий.
– Что для вас самое важное в этой работе?
– Если говорить о трех предстоящих концертах, то главная вещь – оратория «Семь песен о России». Мне самому очень интересно, как она прозвучит. Свиридов начинал собирать этот цикл с середины 1960-х годов, когда он написал «Голос из хора» на слова Блока. Ему было созвучно блоковское ощущение тревоги, мысли о том, что будет с родиной. И все последующие десятилетия Свиридов продолжал эту работу, практически до последних дней. Пять песен, потом семь песен, потом появлялись новые идеи, он составил план из четырех кантат и назвал «Песни о России». Но все четыре кантаты мне пока выявить и собрать не удалось. А «Семь песен» более-менее сохранились в его собственной записи – в виде клавира с указанием музыкальных инструментов. Я счастлив, что судьба меня свела с московским композитором Алексеем Сюмаком.
– Почему вы обратились именно к нему?
– Это не я его нашел, а он меня! Меня и Свиридова. Он делал для исполнения на Дягилевском фестивале оркестровку «Отчалившей Руси», пел совершенно фантастический Андрей Немзер. Я когда узнал, что будет петь контратенор, был ошарашен – у Свиридова совсем нет сочинений для высоких голосов. Баритон, меццо – а тут контратенор! Я был на премьере и, повторюсь, был под впечатлением и от работы Сюмака, и от исполнения в целом. Вот так мы познакомились, и конечно, для работы над «Семью песнями о России» я обратился к Сюмаку. А у Свиридова была привычка – он возвращался к одному и тому же сочинению постоянно, не работал сразу начисто, делал очень много вариантов. Я отдал Алексею этот материал, мы стали его разбирать и выяснили, что Свиридов прописал инструментовку процентов на 70, и Сюмаку пришлось, что называется, досочинять, доинструментовать. Даже не знаю, как назвать этот процесс, – наверное, реставрация. Это не тот случай, когда речь идет об авторской оркестровке – как, например, оркестровка Равеля «Картинок с выставки» Мусоргского. А тут – у самого автора был проект, и Сюмак его восстановил.
– Как бы вы определили тему творчества Свиридова?
– Он сам говорил: «Хочу создать миф: Россия». И в этих сочинениях – идет речь о «Молитвах и песнопениях», или «Семи песнях», или об «Отчалившей Руси», о «Поэме памяти Сергея Есенина» – свиридовская мифология о России ХХ века, где главная тема отнюдь не Великая Отечественная война, а революция и время вокруг нее – Первая мировая, Гражданская война.
– Что известно о цикле «Песнопения и молитвы»?
– Начну с другого – с Симфонии для струнных и ударных. Это ранняя вещь, 1940 год, студенческая. Свиридова благословил Шостакович – и он же поддержал, когда способствовал исполнению. Судя по рукописям, мной обнаруженным, Свиридов хотел вернуться к этому сочинению, усилить партию ударных. Должен сказать, что это поменяло характер музыки – она преобразилась, раньше была более камерного плана, а с ударными появился весьма серьезный драматизм. Эту работу Свиридов делал во второй половине 1980-х, но оставил ради своего последнего замысла – хотел написать ораторию «Из литургической поэзии» на тексты из церковного обихода. В плане было 56 номеров для хора, солистов и оркестра. Но он так и не завершил работу. Хотя вытащил все хоровые номера и собрал цикл под названием «Песнопения и молитвы». Это было первое изданное мною уже после смерти композитора сочинение – я готовил к печати рукопись, которую подготовил сам Свиридов. Однако, когда я стал работать над его архивом, обнаружил композиционный план, который подсказал, что была еще одна часть. Я нашел и ее. Но в рукописях отсутствовал один номер, были только начало и конец, остальное – в записи, Свиридов сам спел и сыграл на рояле эту часть целиком. Это хор «Благослови, душе моя, Господа». Когда мы восстановили этот фрагмент, я понял, что это – кульминация всего цикла. В нашем варианте сначала поет большой смешанный хор, затем перекличка между двумя смешанными хорами, затем выделяются женский и детский хоры. Грандиозная вещь!
– Какие еще мероприятия к 110-летию Георгия Васильевича вы планируете?
– Будут проекты в Московской консерватории, в Санкт-Петербургской филармонии, я разговаривал с ректором Санкт-Петербургской консерватории, где Свиридов учился. Будут концерты в Новосибирске, где он жил в эвакуации. Мне очень бы хотелось, чтобы к этой дате присоединился Курск. Я знаю, что идут переговоры с Музеем музыки, чтобы сделать его филиал в Курской области, в городе Фатеж. Там сохранился родной дом Свиридова.