0
3395
Газета Культура Интернет-версия

30.09.2025 18:20:00

Мифологические и романтические сюжеты на оперных подмостках

"Манон" и "Дафна" в филармонии, "Страсть" в "Новой Опере"

Тэги: москва, культура, афиша, филармония, новая лопера, оперные постановки, мифологические и романтические сюжеты, рецензия


москва, культура, афиша, филармония, новая лопера, оперные постановки, мифологические и романтические сюжеты, рецензия В постановке «Страсти» участвуют артисты танцевальной компании MusikAeterna. Фото Екатерины Христовой со страницы московского театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова в «ВКонтакте»

Начало сезона выдалось исключительным по оперной части. Только в сентябре поклонники большой оперы смогли услышать Кристину Мхитарян в «Манон» Массне, искатели редкостей получили «Дафну» Рихарда Штрауса от Российского национального оркестра и Александра Рудина – концертные исполнения опер прошли в Московской филармонии. А любители экстрима попали на оперу Паскаля Дюсапена «Страсть», которую привез в «Новую Оперу» Теодор Курентзис.

Кристина Мхитарян, одна из первых выпускниц Молодежной оперной программы Большого театра, сделала международную карьеру и сегодня уже достигла статуса дивы. В Москве певица не появлялась около трех лет (в последний раз пела «Травиату» в Большом театре), но одна из ее европейских работ – исполнение партии Лиу в спектакле Клауса Гута (Венская государственная опера) – была оценена жюри российской оперной премии CastaDiva: Мхитарян была названа певицей года (2023). Один из последних дебютов Кристины – партия Манон в одноименной опере Жюля Массне, именно ее певица представила в Москве. Московская публика, истосковавшаяся по певцам экстра-класса, была в восторге: компанию Мхитарян в этот вечер составил тенор Липарит Аветисян, еще один любимец москвичей, сегодня покоряющий европейскую сцену. В прошлом – приглашенный солист Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко именно за роль де Грийе в «Манон» Аветисян стал лауреатом «Золотой маски». Аветисян вновь продемонстрировал и виртуозность, и свое волшебное пиано на высоких нотах, но, конечно, все внимание было направлено на солистку. Мхитарян была само очарование: кокетливая и несмышленая Манон в начале, капризная и своенравная во втором акте, подлинно страдающая в финале, она устроила настоящий спектакль на концертной сцене. И все это – свободно владея текстом и филигранно его интерпретируя, манким, захватывающим звуком, легко покоряя колоратурные вершины.

«Дафна» Рихарда Штрауса могла бы стать событием сезона, учитывая и редкое название, и редкий по нынешним временам международный каст. В Москву была приглашена австрийская певица Регина Ханглер. Она пела Дафну неоднократно – в том числе в Нью-Йорке и Берлине (с Берлинскими филармониками), и ее интерпретация была в превосходной степени оценена европейскими критиками. Увы, выступление Ханглер в Москве было далеко от совершенства: кроме силы голоса, действительно достойной вагнеровских или штраусовских героинь, ничто не впечатляло – ни чистота интонации, ни фразировка, ни динамика, ни артистизм. Внимание скорее переключалось на дуэль двух теноров – Мартина Сушника из Любляны и Сергея Скороходова из Мариинки. И хотя по либретто побеждает герой Скороходова (Аполлон из ревности убивает влюбленного в Дафну пастуха Левкиппа), в творческом состязании оба артиста оказались на высоте. Что же касается музыкального целого, то оно оставило смешанные впечатления. С одной стороны, восхищает сам выбор материала (вспомнит ли кто, когда в последний раз «Дафна» звучала в концертных залах Москвы?), смысловое звучание этой оперы сегодня (когда сам бог света впал во тьму) – но звучание партитуры в итоге оказалось слишком сглаженным, отчего и празднество в честь Диониса, и интимная сцена слияния Дафны с природой звучат примерно в одном модусе выразительности.

Теодор Курентзис и MusikAeterna привезли в Москву проект Дягилевского фестиваля 2024 года – «Страсть» (Passion). Это постановка оперы Паскаля Дюсапена (1955), одного из лидеров современной музыки, известного прежде всего своими сочинениями для музыкального театра. «Страсть» – его седьмая опера (сегодня их уже десять), написанная по заказу фестиваля в Экс-ан-Провансе и снискавшая успех у слушателя и, главное, у профессионального сообщества. За пятнадцать лет партитура достигла даже берегов Австралии, шла она на видных европейских сценах, а среди постановщиков «Страсти» были признанные мастера – например, Саша Вальц (Театр Елисейских Полей).

Дюсапен вступает в диалог с мифом об Орфее и с оперой Клаудио Монтеверди «Орфей», что проявляется в использовании клавесина и стилизованного речитатива, мадригального склада у маленького вокального ансамбля (в либретто – Другие), но скорее как в духе аллюзии на стиль, не цитаты в постмодернистском духе. Клавесин, близкая ему по тембру арфа и арабская лютня (голос Орфея) воспринимаются как лейттембр оперы, создают образ хрупкий, изящный, но эта хрупкость – болезненная, будто с надломом, трещиной. Персонажей Дюсапен обезличивает, это Он и Она, и композитору важнее Эвридика, она в центре композиции. Для сопрано эта партитура – настоящее испытание, и артисты его выдерживают. Высокий регистр, медленный темп, особая концентрация, которая позволяет Курентзису вывести действо на метафизический уровень, чтобы и зритель почувствовал переход между мирами, – все это получилось. Сцены из несчастливой семейной жизни – так воспринималась постановка Анны Гусевой – за неимением фантазии режиссера перешли в набор библейских и культурологических символов, пока всех не охватило пламя – не то любви, не то геенны огненной.

Дюсапен вопреки оперному канону (счастливый или возвышенный финал) уводит сюжет в трагедийную плоскость. Тьма поглощает свет, Эвридика не желает возвращаться, Орфей остается в царстве теней. Что побудило композитора к этому – вопрос, но его «Страсть» – одна из самых печальных партитур последнего времени, проникнутая, как кажется, очень личной интонацией. 


Читайте также


Герои сказки "Алиса в Стране чудес" перепели Высоцкого

Герои сказки "Алиса в Стране чудес" перепели Высоцкого

Наталия Григорьева

Анна Пересильд, Милош Бикович и Ирина Горбачева сыграли персонажей Льюиса Кэрролла в современной России

0
853
Опускаем луну, не задавите солистку!

Опускаем луну, не задавите солистку!

Марина Гайкович

В новой постановке романтического "Вольного стрелка" обнаружилась изрядная доля фарса

0
732
Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Галина Коваленко

Спектакль драматического театра из автономного района Китая показали на фестивале "Балтийский дом"

0
576
Как я подружился с брахманами

Как я подружился с брахманами

Алексей Соколов

Любопытная московская история почти 40-летней давности

0
611

Другие новости