0
383
Газета Культура Интернет-версия

19.10.2025 18:07:00

Александр Сладковский: "В 10 лет я поступил в музыкальную школу, надел военную форму и пошел на парад"

Главный дирижер Госоркестра Республики Татарстан – о своем творческом пути

Тэги: дирижер александр сладковский, творческий путь, интервью


дирижер александр сладковский, творческий путь, интервью «Я 18 лет отдал Родине, ушел в запас в звании капитана», – говорит Александр Сладковский. Фото предоставлено пресс-службой оркестра

20 октября исполняется 60 лет дирижеру Александру Сладковскому. Начался 60-й сезон в жизни Госоркестра Республики Татарстан, который маэстро возглавляет как главный дирижер и художественный руководитель, а через год и сам коллектив отметит круглую дату. Накануне праздничного концерта с названием «50 лет в строю» Александр Сладковский ответил на вопросы корреспондента «НГ» Марины ГАЙКОВИЧ.

В этом году свой день рождения вы отмечаете концертом в Казани. Программа не опубликована – будет сюрприз?

– Именно. В этом вся фишка – публика должна получить настоящий кайф. Могу сказать, что в Казань приедут и выступят с нами самые дорогие и близкие люди. Кстати, зал был продан уже летом.

То есть публика уверена, что будет что-то стоящее.

– Если без ложной скромности, то все мои концерты стали такой традицией. Публика, которую мы воспитывали последние 15 лет, точно знает: если мы выходим на сцену – значит, будет яркое событие.

Например, в сентябре мы играли Четвертую симфонию Шостаковича, а это сложное для восприятия философское сочинение. И на концерте я почувствовал какое-то невероятное, удивительное единение с публикой, мне показалось, что мы друг друга понимаем, чувствуем. И реакция слушателей – был полный зал – была потрясающая, восторженная.

Есть еще один важный момент, которым я очень дорожу. Мы – единственный региональный оркестр России, у которого на протяжении шести-семи лет есть собственный абонемент в Московской государственной филармонии. А зал всегда полон. Для меня это один из главных показателей.

Вы назвали свой праздничный концерт «50 лет в строю». Ведете отсчет творческой деятельности с 10 лет, получается?

– В 10 лет я поступил в музыкальную школу, надел военную форму и пошел на парад. Вот так и началась моя карьера. Я 18 лет отдал Родине, ушел в запас в звании капитана. Это целая отдельная жизнь.

Какие важные «остановки» были на этом пути?

– Конечно, последние 15 лет – это оркестр. А если отматывать назад… Первый выезд оркестра штаба Ленинградского военного округа за пределы Советского Союза – в 1991 году, я организовал гастроли в Германию. Потом, конечно, поступление в Санкт-Петербургскую консерваторию в 1996-м. Конкурс Прокофьева, первый концерт с заслуженным коллективом России. Затем – Театр Санкт-Петербургской консерватории, который я несколько лет возглавлял как музыкальный руководитель, Петербургская капелла… А в 2006-м Юрий Башмет забрал меня в Москву, в «Новую Россию». Это была совершенно новая жизнь. И, конечно, 2010 год – это Татарстан.

А если говорить о людях, которые на вас повлияли, сформировали вас?

– В военно-музыкальной школе у нас теоретические дисциплины преподавала Валентина Васильевна Волкова. Выпускаясь из школы, я вообще не знал, кем хочу быть – и хирургом, и лингвистом, и кем только не хотел быть. А она направила мое внимание на музыку, повлияла на меня очень ненавязчиво, но, как видите, очень основательно.

Хочется вспомнить Валерия Михайловича Халилова, который был нашим первым дирижером. Он очень тепло ко мне относился. Когда мне исполнилось 18, я стоял, играл первую трубу. Он тогда был капитаном, очень улыбчивым, обаятельным, с симпатией ко мне относился. И тогда он сказал мне удивительную вещь: «У тебя очень большое будущее».

У нас было два потрясающих офицера – Валерий Владимирович Русин, человек, который учил нас жизни. Возил нас по разным концертам, устраивал мероприятия, делал так, чтобы наша жизнь не была рутиной тоскливой. Постоянная фестивальная жизнь была, несмотря на трудности воинской службы. И Анатолий Борисович Мухамеджан, он был главным дирижером оркестра Министерства обороны. Мы все до сих пор общаемся. К сожалению, Валерий Михайлович ушел из жизни.

После службы я переехал в Петербург. Там мне посчастливилось встретить еще одного интереснейшего человека – Николая Федоровича Ущаповского. Человек, который меня принял в Петербурге, он был главным дирижером в оркестре штаба, я был его заместителем, мы много лет вместе проработали.

Затем для меня началась совершенно новая жизнь – учеба в консерватории. Меня пригласил в свой класс профессор Владислав Александрович Чернушенко. Спустя три года мы с ним выиграли конкурс Прокофьева – это была очень важная веха.

Петербург того времени был настоящей меккой для музыканта. Это была эпоха творческого расцвета Юрия Темирканова, которого я боготворил. Я видел, как работает заслуженный коллектив России, потрясающие дирижеры и солисты. В то же время на этот олимп восходил Валерий Гергиев.

Мне невероятно повезло оказаться в то время в этом удивительном городе. Бесконечные посещения репетиций, личные контакты, сама творческая среда – это было совершенно уникально. Это были 90-е годы, голодное время, иногда денег на автобус, чтобы доехать до филармонии, не было, а на обратный путь и тем более. Но я стремился быть везде – репетиции, концерты, это были тоже мои университеты. Вспоминая об этом, я думаю: я по-настоящему счастливый человек, что был там.

Есть ли какие-то вещи, которым вы научились у ваших старших коллег? Например, у Юрия Башмета, Валерия Гергиева?

– У Башмета – говорить правду. Это бесценно. У Валерия Абисаловича я очень многому научился. Во всяком случае, все, что мне удалось реализовать как дирижеру в Казани, это во многом благодаря его опыту и наработкам.

А если говорить о младших коллегах? Денис Мацуев?

– Денис научил меня не бояться. У меня всегда были некоторые комплексы. А Денис дал мне уверенность в том, что если что-то делать, то надо, несмотря ни на что, браться и идти только вперед. Так что да, этому я у него научился, и еще как!

Идет 60-й сезон в жизни оркестра. Планируете что-то особенное?

– Нас ждет много интересного. Например, впервые в истории оркестр едет с гастролями во Вьетнам. Везем русскую программу: в первом отделении будем играть Концерт Бруха с Вадимом Репиным, во втором – музыку Чайковского. И будет еще один концерт с Денисом Мацуевым.

В канун Нового года меня пригласили дирижировать сольным концертом Дениса Ильдара Абдразакова – это всегда большая честь.

Продолжаем активно работать в Казани и Москве, добавляются концерты в Большом зале Петербургской филармонии. Также нас ждут «Зарядье», фестиваль «Звезды на Байкале» в Иркутске, Пермь, где мы давно не были.

Но главный проект на ближайшие годы – запись симфоний Малера.

Это самая главная работа, которая меня сейчас очень увлекает и мотивирует и меня, и оркестр. Студийной записи всех симфоний Малера в новом веке еще никто не осуществил. А мы для себя ставим такую высочайшую планку. Надеюсь, работа будет завершена в 2027 году и в 2028-м уже будет издана.

Через год исполняется 60 лет оркестру. Праздник, конечно же, будет?

– Конечно, и это для меня самое главное. Мы уже активно готовимся, создана правительственная комиссия по подготовке к юбилею. Думаю, это будет знаковое событие для Татарстана и, безусловно, для нашего оркестра.

Уже известно, как именно пройдет юбилей? Планируется ли гала-концерт?

– Его программа как раз сейчас обсуждается. Я бы очень хотел пригласить самых именитых выходцев из казанской музыкальной среды. Уже дала согласие Альбина Шагимуратова, мы ждем Дмитрия Маслеева, Василия Степанова, Рамиля Ислямова.

Мы планируем устроить день рождения оркестра 1 октября 2026 года – провести в день юбилея праздничный концерт. Конечно, мы вспомним нашего основателя – Натана Григорьевича Рахлина, всех дирижеров, которые стояли у руля оркестра, ветеранов. И отметим наших действующих артистов.

Поскольку мы занимаемся академическим искусством, ничего экстраординарного не будет – все будет традиционно. Но я постараюсь сделать так, чтобы это не осталось нашей внутренней радостью, чтобы вся республика вспомнила, кто стоял у истоков этого чудесного коллектива и так далее.

Наверняка приедет Рустам Минниханов. Раис бывал на ваших концертах?

– Бывал, и не раз, причем не только на концертах. Мы участвуем в самых важных для Татарстана мероприятиях. Один из самых ярких примеров – саммит БРИКС прошлой осенью. Оркестр закрывал культурную программу на торжественном ужине в присутствии всех глав государств и президента России.

Был и другой запоминающийся случай: в 2016 году мы записывали диск с «Мелодией», и он пришел на студию. Ему было интересно посмотреть на нашу «кухню». Он всегда глубоко осведомлен о нашей деятельности. И он лично, его команда, правительство и Министерство культуры делают все возможное, чтобы оркестр не сбавлял темпа и продолжал расти. Он действительно о нас заботится. Редкий коллектив сегодня может этим похвастаться, да еще на таком уровне.

Насколько важна такая поддержка для успеха?

– Мне кажется, каким бы талантливым ни был художник, без поддержки людей, которые определяют политику и экономику, о серьезном успехе вряд ли можно мечтать. Посмотрите на все коллективы, которые сегодня на высоте, – они все обеспечены и инструментарием, и достойными бюджетами. Это непременное условие. Без этого далеко не уедешь, как машина без бензина.

В Госоркестре Татарстана наверняка минимальная текучка кадров?

– Конечно, особенно если говорить о солистах, концертмейстерах. Команда сыгрывается годами, она не может сложиться за неделю. Поэтому я каждому музыканту говорю, что он на вес золота. За годы совместной работы артисты чувствуют друг друга, появляется то самое чувство локтя. А оркестр – это коллективное исполнительство, оно требует особых навыков, которые вырабатываются только с годами. Возможно, во многом наш успех именно в этом и заключается. Нередко приглашенные дирижеры отзываются об оркестре с восторгом.

Так и есть. Филипп Чижевский в интервью мне говорил, что то, что он планировал на две репетиции, было сделано за одну, и это открывает другие возможности для дирижера.

– Мне очень приятно это слышать. Во-первых, практика, которая есть у нас, есть далеко не во всех оркестрах. У меня все расписано на год вперед. У каждого музыканта есть папка с расписанием. Все выучивают партии сначала сами, потом проходят групповые репетиции. Есть ассистенты, которые «прогревают» программу до прихода дирижера. Так что дирижер встает за пульт и не начинает с нуля – оркестр уже абсолютно точно знает партитуру. Когда у оркестра не остается технологических проблем, можно сразу заниматься музыкой. Это следствие постоянной, последовательной творческой работы.

А какие еще традиции появились в оркестре с вашим приходом?

– Например, отмечать день рождения оркестра и обязательно Новый год. Мы отмечаем очень весело. Собираемся, выпиваем по бокалу шампанского, поздравляем друг друга. Музыканты это очень ценят, потому что в промежутках между тяжелыми репетициями нам иногда нужно «выдохнуть» и подбодрить друг друга.

Музыковед Елена Черемных по заказу Госоркестра Татарстана выпустила книгу о его истории. Будет ли второй том, где предстанет новая глава, жизнь оркестра под вашим руководством?

– Да! Елена очень активно работает. Мы планируем презентовать книгу примерно через год. Почему мы начали эту долгую и кропотливую работу? Я считаю, что кроме собственно концертной жизни у оркестра должна быть качественная фиксация его истории в виде дисков, пластинок, записей и, конечно, книг.

Когда я пришел сюда работать, оркестру было уже лет 45. От дирижеров, которые работали до меня, почти ничего не осталось: никаких архивных аудио- или видеозаписей. Весь опыт моих предшественников, работа этого оркестра на протяжении 40 лет не была должным образом зафиксирована. Я испытал ужас: мы имели дело с чем-то вроде мыльного пузыря, который давно лопнул.

И работа, которую мы ведем сейчас, многогранна. Она не только повышает уровень оркестра, но и оставляет следы, которые реально можно потрогать. Наши многочисленные записи, трансляции и записи наших выступлений – все это останется в истории. И эта книга тоже. Мы писали книгу об оркестре, о том, как он создавался. Елена глубоко погрузилась в историю, вдохнула в нее жизнь и, по сути, начала писать оркестровую летопись с момента создания коллектива. Второй том будет посвящен последним 15 годам. Но это книга не про меня лично, это мне неинтересно. Это будет издание о том, какую жизнь прожил оркестр, ведь каждый год приносил новые плоды.

Мы с коллегами подготовили подробную и впечатляющую инфографику. Там собрана вся статистика за последние 15 лет: что мы сделали, сколько концертов сыграли, в каких залах, на каких лейблах записываем, кто нас транслировал, сколько композиторов, сколько премьер, сколько дирижеров и так далее. Это очень важный момент. Не потому, что мне нужно блеснуть, а потому, что это – живая история оркестра. И каждый музыкант, причастный к этому, знает, что это часть его жизни. Для нашего коллектива это невероятно важная история, которую мы пишем своими руками сегодня.


Читайте также


Борис Мильграм: "Для меня важно, что хочет сделать творец"

Борис Мильграм: "Для меня важно, что хочет сделать творец"

Марина Гайкович

Художественный руководитель пермского Театра-Театра о своих управленческих и творческих стратегиях

0
3075
Театр как зона рискованного земледелия

Театр как зона рискованного земледелия

Елизавета Авдошина

Продюсер Татьяна Лукьянова рассказала "НГ" о том, как создавать среду для зрителей

0
3532
Старый Свет склоняет Трампа идти по стопам предшественника

Старый Свет склоняет Трампа идти по стопам предшественника

Олег Никифоров

Какие гарантии безопасности США и Европа планируют для Украины

0
2777
«За бессарабским расколом стоит не Румынская церковь, а румынское государство»

«За бессарабским расколом стоит не Румынская церковь, а румынское государство»

Анастасия Коскелло

Архиепископ Бельцкий и Фалештский – об угрозе отношениям двух патриархатов из-за Молдавии

0
7554

Другие новости