0
326
Газета Культура Интернет-версия

21.10.2025 18:15:00

Опускаем луну, не задавите солистку!

В новой постановке романтического "Вольного стрелка" обнаружилась изрядная доля фарса

Тэги: пермский театр, премьера оперы, вольный стрелок, антон федоров, рецензия


пермский театр, премьера оперы, вольный стрелок, антон федоров, рецензия Макс и Каспар перед походом в Волчью долину. Фото со страницы Пермского театра оперы и балета в «ВКонтакте»

Оперу Карла фон Вебера «Вольный стрелок» поставил в Перми Антон Федоров. Режиссер в последние несколько сезонов отчетливо выдвинулся на первый план. Художественный руководитель новосибирского театра «Старый дом» активно ставит и в столичных театрах, причем в крупных. «Собачье сердце» в МТЮЗе, «Дон Кихот» в Театре наций, «Утиная охота» в БДТ, спектакли в небольших частных театрах, региональных («Ребенок» в Воронежском камерном театре стал лауреатом «Золотой маски»).

«Вольный стрелок» – дебют режиссера в оперном театре, хотя его спектаклям и его творческому методу совсем не чужда музыкальность. Обусловлена ли она музыкальной канвой, основой постановки, как в «Е-ЕЕ-ЕЕ!» по «Бременским музыкантам» (см. об этом в «НГ» от 14.11.24), или особым ощущением слова, когда смысл формирует не сам текст, но тембр, скорость, динамика или ритм (то есть свойства музыкального звука). Наконец, сам текст в спектаклях Федорова становится объектом: режиссер работает с пьесой или инсценировкой, зачатую переписывая текст, расширяя, обогащая контекстуальность – с оглядкой на реципиента, то есть на современного зрителя, которому адресован спектакль, которого приглашают тем самым к диалогу, заставляют включиться.

Поэтому естественно было ожидать, что в разговорных диалогах – а «Вольный стрелок» опера хотя и эпохальная, революционная, но формой укоренившаяся в традиции зингшпиля (такова же и гениальная «Волшебная флейта» Моцарта) – Федоров «оторвется», что именно здесь будет смысловая зона, а музыка станет сферой своеобразной реакции, по типу зонгов, или связок. Но нет, режиссер как раз минимизировал разговорный текст, сконцентрировавшись на партитуре. Отдельные шутки вроде «А почему мы поем по-немецки, а говорим по-русски?» присутствовали и у профессионалов в зале вызывали улыбку, ибо они считывали вопрос, который встает перед каждым режиссером, берущимся за оперу или оперетту с разговорными диалогами (давать их на языке оригинала всегда проблема).

Хотя у разговорных диалогов особенность все же была – их отличал колорит, а именно колорит забытого жанра радиоспектакля. Федоров, не блистая оригинальностью, идет по пути отстранения от партитуры. Действие его спектакля разыгрывается в студии звукозаписи, организованной классически (Антон Федоров и автор сценографии), – деревянные панели на стенах, разделение на студию с микрофонами и звукорежиссерскую с огромным пультом, мигающим огоньками (мистическим сценам это придаст опять же колорит). Правда, вопреки здравому смыслу (обычно тут запрещена еда, а с техники сдувают пылинки) рядом стоит тележка с крепким алкоголем, на пульте разве что не пляшут канкан, в перерывах угощают пиццей и т.д. – но спишем это на условность. В момент звучания увертюры нам представляют героев оперы – и это сделано весьма филигранно, ключевые появляются ровно в момент своих тем, все очень динамично, каждый появляется со своей болью и радостью. Входит пьяный тенор Макс (Борис Рудак): все в ужасе, ведь надо петь! Но это звезда, терпим. Меланхоличная Агата (Алина Отяковская), невеста Макса, испытывает чувство досады и даже унижения – все видят, как катится по наклонной ее возлюбленный. Неожиданно ей вручает букет сотрудник технической службы (он – Отшельник в исполнении Александра Егорова), и возникает какая-то новая грань в этом сюжете. Подружка Агаты заводила Энхен (Ирина Байкова), в полной уверенности решившая, что цветы для нее – и весьма разочарованная поворотом событий. Здесь же старожил труппы Каспар (Гарри Агаджанян), еще один тенор Килиан (Анатолий Шлиман), претендующий на статус первача, выигрывающего шуточное состязание в дартс и в последующей склоке отхвативший от пьяного Макса по носу. Все это, кстати говоря, вполне соответствует сюжету оперы. Охотнику Максу необходимо сделать выстрел, который решит его судьбу и разрешит женитьбу на Агате, дочери главного лесничего Куно (Тимофей Павленко). Каспару – освободить свою душу, которую он когда-то заложил охотнику-демону Самиэлю, и отдать взамен Макса. Макс соглашается пойти в Волчью долину и отлить семь заветных пуль, шесть из которых достигнет цели, седьмая останется во власти дьявола. Тот направит ее в Агату, а Каспар тем самым убьет двух зайцев – освободится и отомстит девушке, которая пренебрегла его чувствами, а заодно и ее жениху. В финальный расклад вмешаются добрые силы, Агата спасена, Каспар повержен дьявольской пулей, свадьба волей князя Оттокара (Эдуард Морозов) отложена на год – в наказание охотнику, воспользовавшемуся магией. Позволим себе краткий пересказ сюжета – опера эта в России считается редкостью (за последнее время появился лишь один и неудачный спектакль Александра Тителя в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, см. об этом в «НГ» от 15.06.21). Нечастое обращение к «Вольному стрелку» продиктовано наверняка и тем, кто найти ключ к этому на первый взгляд наивному, сказочному сюжету из немецкого фольклора сегодня не так просто. Титель, например, назначает героев геймерами и переносит действие в виртуальную реальность.

Федоров пытается работать с эпохой и стилем – с параметром новации, с ощущением того романтического дыхания, которое открыл миру «Вольный стрелок». Но, к сожалению, идет по пути отрицания: градус любого чувства принижен. Упал портрет дедушки – тут у автора включается доселе редкая тема предчувствия, предвидения, важная для будущего века, а то и двух, а у Федорова стеб (с портрета смотрит Паваротти с сигарой). В спектакле то и дело кто-то спит, причем в самых пиковых ситуациях. Сцена отливания пуль в Волчьей долине, ключевая в этой опере, сдобрена хохотом в зале. Чуткую и трогательную невесту Агату подружка превращает в клоуна с красными щеками. В разных случаях возникают нарочито театральные элементы в сценографии, когда студия звукозаписи превращается в старинный театр («Пошли облака, не задавите солистку», – шепчет помреж в микрофон), герои облачаются в стилизованные костюмы (художник Мария Доронина) и т.д. Во всем этом, во-первых, ускользает нить повествования, заданная в увертюре: уже не понимаешь, кто сейчас перед тобой, переодетая современница или вдруг ожившая с пластинки героиня оперы. Конечно, можно все списать на бред Каспара и Макса, которые перед походом в «лес» махнули коктейль с таблеточкой. Но и эта линия не проведена.

Самое обидное, что постановщики придумали отличный ход для провала в потустороннее: по замыслу Федорова, звукорежиссер – рок-гитарист, рок-звезда, герой как раз абсолютно романтического толка (Тимофей Дроздов). Он же – разумеется – Самиэль, и его партия, которую театр заказал современному композитору Олегу Гудачеву, как раз очень талантливо создает атмосферу мистики, таинственности.

А во-вторых, ускользает смысл: если не считать распространенного мнения о том, что надо привлекать в оперу молодежь и нужно оживить устаревший жанр (все же дирекция Пермского театра мыслит более фундаментально), что пытается сказать режиссер, решительно непонятно. Очень жаль.

Музыкальный руководитель постановки Петр Белякин пытается компенсировать сценические неурядицы и представляет пылкую и чуткую интерпретацию партитуры, где весьма ощутимы и предшествующая эпоха «штурм унд дранг», и последующая, раскрывающая темные силы человеческого подсознания.

 Пермь–Москва


Читайте также


Герои сказки "Алиса в Стране чудес" перепели Высоцкого

Герои сказки "Алиса в Стране чудес" перепели Высоцкого

Наталия Григорьева

Анна Пересильд, Милош Бикович и Ирина Горбачева сыграли персонажей Льюиса Кэрролла в современной России

0
362
Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Галина Коваленко

Спектакль драматического театра из автономного района Китая показали на фестивале "Балтийский дом"

0
255
Почему погиб поэт

Почему погиб поэт

Наталия Григорьева

Фантазия на тему последнего дня жизни Михаила Юрьевича Лермонтова

0
2001
Неожиданное полотно эпохи

Неожиданное полотно эпохи

Вера Цветкова

В "Хрониках русской революции" события политической истории остаются за кадром любовных и криминальных интриг

0
2341

Другие новости