0
197
Газета Культура Интернет-версия

10.11.2025 09:00:00

Светлана Захарова: «Артист должен быть универсальным»

Ректор Московской государственной академии хореографии – о воспитании новых звезд балета и поддержке меценатов

Тэги: светлана захарова, мгах, хореография


светлана захарова, мгах, хореография Утром Светлана Захарова работает в театре, потом до позднего вечера в академии – и так каждый день. Фото Батыра Аннадурдыева

Чуть больше года назад прима Большого театра Светлана ЗАХАРОВА была назначена ректором Московской государственной академии хореографии (МГАХ) – одной из ведущих и старейших мировых балетных школ. О работе с молодежью, подходах к образованию и совместных проектах со спонсорами народная артистка России рассказала корреспонденту «НГ» Василию МАТВЕЕВУ.

– Светлана Юрьевна, решение стать ректором МГАХ, как вы говорили, было взвешенным. Спустя время вы не разочаровались в нем?

– С момента моего назначения прошло слишком мало времени, чтобы делать выводы. За год моей работы в должности ректора я столкнулась со множеством сложных вопросов, которые приходилось тщательно прорабатывать, быстро принимать решения, моментально реагировать на разные ситуации. Должна сказать, что уже очень много сделано как в творческой деятельности Академии, так и во внутренней ее организации. Произошли большие перемены и в учебном процессе. Я уверена, что дальше мы будем развиваться и улучшать качество образования.

– Академический год завершился выпускными концертами в Большом театре, прошла приемная кампания. Первый год позади – какими были главные эмоции и предварительные итоги? Что оказалось самым сложным?

– Самым сложным было оказаться в новом коллективе. Я практически не знала педагогический состав и не имела представления о возможностях моих первых выпускников. Мне приходилось быстро во все вникать: я присутствовала на репетициях, организовала большое количество концертов, включая четыре показа балета «Щелкунчик» в нашем Учебном театре, была на всех экзаменах. Благодаря этому у меня сформировалось собственное мнение о качестве обучения, уровне педагогов и потенциале наших студентов.

– Что вас вдохновляло? Было ли что-то, что давалось легко и заряжало энергией? Моменты, ради которых стоит работать?

– Меня вдохновляли наши дети, которые постепенно начинали раскрываться. Я перестала видеть в их глазах страх, а только сосредоточенность и внимание к моим замечаниям. И да, я видела их первые успехи и понимала: все не зря, мы идем правильным путем.

– Вы часто говорите, что хорошо помните свои годы обучения и хотите сделать в Академии все иначе. Речь об устаревших методиках, условиях для студентов или о чем-то еще?

– Многое хочется изменить: подход к образованию, условия обучения, атмосферу внутри коллектива. К сожалению, Академия оказалась в худшем состоянии, чем я предполагала. Но об этом я не люблю рассказывать. Весь мир очень сильно шагнул вперед в развитии балета и не только. Моя задача – наверстать упущенное и стать лидером в нашем направлении. Я люблю конкуренцию, она всегда помогает развиваться и двигаться вперед.

– МГАХ по праву считается главной кузницей звезд отечественного балета. Сегодня появляются программы, поддерживающие молодых артистов на старте карьеры. Например, в 2020 году «Ингосстрах» стал партнером Молодежной балетной программы. Как вы считаете, какие возможности она открывает для артистов?

– Эта программа помогает артистам заявить о себе и справиться с первыми трудностями, которые возникают в начале работы в театре. И, конечно, возможность быть частью жизни лучшего театра страны, а может быть и мира, – разве это не мечта для любого танцовщика? За пять лет существования через программу прошли десятки талантливых ребят, и многие из них уже зачислены в труппу.

Я считаю, что инициатива Олега Дерипаски и работа Махара Вазиева сделали возможным появление по-настоящему уникального проекта, который открывает дорогу молодым артистам из самых разных регионов. А «Ингосстрах» в рамках программы помогает им преодолеть стартовые трудности, обрести уверенность и выйти на одну сцену с признанными мастерами. Для тех, кто только начинает путь в профессии, это бесценный опыт и шанс поверить в свои силы.

– Был ли в вашей жизни педагог или наставник, чьи методы вы невольно повторяете сейчас в педагогике и управлении?

– На моем творческом пути мне постоянно встречались уникальные педагоги. В этом плане я абсолютно счастливый человек. Я получила прекрасную школьную базу, которой пользуюсь по сей день. Моя международная карьера позволила мне продолжать образование с педагогами лучших театров мира: Большого, Мариинского, Ла Скала, Гранд-Опера и многих других. Мне было интересно изучать разные стили и школы, ведь каждый театр имеет свои традиции, и это очень обогатило мои знания и возможности.

– Удалось ли за этот год сформировать свои принципы управления? Чем вы руководствуетесь, принимая решения?

– Опытом, знаниями и иногда интуицией.

– Руководство Академией – это не только творчество, но и масса организационных, бюрократических задач. Какие даются сложнее всего? В какие процессы пришлось погружаться с особым усилием?

– Я погружаюсь во все процессы, происходящие в Академии. Для меня не существует мелких и незначительных вопросов. Я собрала профессиональную команду и думаю, что вместе мы сможем добиться отличных результатов.

– Недавно вами был создан Попечительский совет МГАХ. Какую роль он играет в управлении Академией?

– Для нас особенно ценно, когда партнеры остаются рядом на протяжении многих лет: вместе мы ищем новые идеи, обсуждаем инициативы и пробуем их воплотить. Такая поддержка помогает не только реализовывать конкретные проекты, но и создавать атмосферу доверия и совместного движения вперед. Я очень благодарна всем, кто разделяет с нами эту дорогу, и уверена, что вместе мы сможем воплотить в жизнь все планы.

– Насколько важно привлечение новых спонсоров и партнеров для развития учебного процесса и инфраструктуры?

– У меня очень много творческих планов и интересных идей, но их осуществление было бы невозможно без поддержки спонсоров. Мы рады всякой помощи, я использую любую возможность, чтобы привлечь людей, готовых нам помогать. И я очень благодарна им за это!

– Какие инициативы уже удалось реализовать при поддержке партнеров?

– Во-первых, нам подарили балетный пол и линолеум для Учебного театра. Впереди – замена покрытий в восьми балетных залах (всего их в Академии двадцать). Мы сделали ремонт в нескольких залах, во всех раздевалках и санузлах.

Благодаря поддержке мы впервые за много лет смогли показать «Щелкунчика» с использованием новейших технологий – светодиодные экраны создавали особую атмосферу. А живая музыка в исполнении юношеского симфонического оркестра, впервые за 30 лет зазвучавшая в нашем театре, переносила зрителей в сказочный мир.

Нас ждут интересные премьеры, а значит, новые костюмы, которые также будут реализованы благодаря Попечительскому совету.

– В этом году вы лично отсматривали заявки поступающих в Академию. Какое общее впечатление? Что удивило или расстроило?

– Я отсмотрела 460 заявок для поступления в первый класс и более 150 – на перевод в Академию из других балетных школ. Мы приняли очень способных и талантливых детей. Я надеюсь, все они справятся с нагрузками, которые им предстоят во время обучения.

– Вы часто говорите, что современные дети приходят более подготовленными. Повлияет ли это на изменение методики преподавания?

– Я думаю, программу образования нужно постепенно пересматривать. Дети действительно приходят физически более подготовленными, нежели в мое время. Они способны на большее, чем того требует текущая программа.

– Нынешние выпускники публикуют фото с хэштегом #выпускзахаровой, хотя учились под вашим руководством всего год. А первоклассники, которых вы набрали, станут вашим первым выпуском «полного цикла». Каким вы его видите?

– Я считаю, что дети, которые выпустились в прошлом учебном году под моим руководством, – это уже мои выпускники. Я не делю их на «тех» и «своих». Они все мои. За год знакомства с ними я сделала максимум, чтобы они пришли в театры готовыми артистами. Они это знают, поэтому и пишут #выпускзахаровой. Не скрою, мне это приятно. И теперь, встречая их в Большом или в других театрах, я чувствую к ним особую привязанность. И даже сейчас могу сделать им замечание или поддержать в каких-то вопросах.

– Если бы вам дали возможность издать один закон для поддержки хореографического образования в России, что бы вы предложили?

– Я бы включила абзац о поддержке меценатов.

– Первые плоды собраны: показы «Щелкунчика», концерты в Большом, четырнадцать выпускников получили контракты с Большим театром… Помечтаем: какой вы видите Академию через пять лет? А через восемь, когда выпустятся нынешние первоклассники?

– Я реалист. Я смотрю на вещи прагматичнее, чем вы думаете. Я не мечтаю, я ставлю цели и задачи. И вместе с коллективом стремлюсь идти по намеченному пути.

– Как, на ваш взгляд, изменился подход к обучению и развитию молодых артистов за последние годы? Что вы хотели бы видеть в будущем балета в России?

– Я совершенно точно могу сказать, что артист должен быть универсальным. Мы исполняем не только классические балеты, но и современную хореографию. Из-за большого и сложного репертуара времени на репетиции у артистов порой практически не остается. В этих условиях пальма первенства – у тех, кто быстро учит хореографию и приходит на репетицию подготовленным. Ну и, конечно, талант и трудолюбие. Без этого в нашей профессии делать нечего – ни раньше, ни в будущем.

– Как вы переключаетесь из «режима ректора» в «режим артиста»?

– Работаю по своему графику. Каждое утро я в театре: занимаюсь, репетирую. Потом в Академии – до позднего вечера. Пока справляюсь с таким режимом.


Другие новости