0
1072
Газета Диалог Интернет-версия

08.12.1999 00:00:00

Взгляд на обстоятельства нового времени


В СТАТЬЕ "Обстоятельства нового времени" митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл начал чрезвычайно важный разговор о насущных современных общественных и религиозных проблемах. Нельзя не откликнуться на эту статью, выразив прежде всего признательность владыке Кириллу за поднятую тему. Хочется приветствовать его слова, приведенные в конце статьи, о том, что "Европа с ее традициями культурной многоукладности, терпимости и открытости могла бы внести решающий вклад в процесс глобальной гармонизации религиозных, культурных, социологических традиций. Важное место здесь должно принадлежать христианам".

Целиком поддерживая эти слова, невольно задаешься вопросом: если либеральные традиции Европы как нельзя лучше подходят для глобальной гармонизации, то почему получилось так, что основная часть статьи посвящена созданию у читателей самого негативного образа либерализма? Почему вначале возникает искаженное до полной неузнаваемости понятие либерализма, которое развенчивается в основной части статьи, а в конце ее автор вдруг обнаруживает совершенно правильное понимание сути этого явления и утверждается его ценность?

По-моему, некоторые взгляды, изложенные в основной части статьи, весьма спорны и даже не безобидны, поэтому возникает желание тщательно разобраться в положениях статьи, особенно с учетом того, что автор - видный и авторитетный иерарх РПЦ и к его словам прислушиваются многие.

Что понимается в статье под словами "традиционализм" и "либерализм"? Либеральный мировоззренческий комплекс определяется как признание того, что "человек "по определению" является абсолютной и конечной ценностью. С этим можно согласиться, заметив только, что это определение неполно. Следует добавить, что либерализм исповедует трезвое отношение к обществу, понимание, что стремление к тоталитаризму не менее сильно в обществе, чем стремление к свободе.

Когда речь заходит об определении традиционализма, тут начинаются путаница и подмены. Автор пишет, что перед Западом и Востоком стоит задача совместного отыскания "баланса между прогрессом в сфере соблюдения прав личности и меньшинства, с одной стороны, и сохранением национально-культурной и религиозной идентичности отдельных народов - с другой". Эта фраза приводит в недоумение. Разве права меньшинств и сохранение национально-культурной и религиозной идентичности отдельных народов противостоят друг другу? В статье сказано, что как пара непримиримых соперников в XX веке фигурируют монархия и республика (а как же конституционная монархия в Великобритании, Испании, Швеции, Дании и т.д.?), фашизм и коммунизм (но очень многими людьми фашизм и коммунизм рассматриваются как разные формы одного и того же тоталитаризма, которые так ярко смыкаются в наше время). Только третья пара - тоталитаризм и демократия - не вызывает возражений.

Нельзя согласиться с точкой зрения, утверждающей, что глобализм и универсализм выражают принцип всеобщего, а консерватизм и традиционализм - принцип единичного и отдельного. В нашей российской действительности церковный консерватизм и традиционализм, исповедуемые значительной частью церковного общества, напрочь отвергают принцип единичного и отдельного, требуют именно полной унификации и не приемлют никаких "единичных" и "отдельных" отклонений от общепринятых деталей обрядов и привычек.

Автор сетует, что либеральный стандарт, который незаменим в международной политике, "предлагается в качестве обязательного для организации внутренней жизни стран и народов, включая те государства, культурная, духовная и религиозная традиция которых практически в формировании этого стандарта не участвовала". На это можно возразить, что если в силу своих традиций в конце ХХ века какой-либо народ проводит геноцид другого народа, то кто может равнодушно взирать на такую "организацию внутренней жизни", на такие "культурные, духовные и религиозные традиции"? Беззакония национализма противоречат христианской морали, которая оказала неизгладимое влияние на взгляды современного человечества, в частности, и на либеральную доктрину, которая в рецензируемой статье необоснованно развенчивается.

Митрополита Кирилла волнует вопрос: что будет означать для стран православного вероисповедания распространение западных либеральных ценностей? В качестве примера он приводит историю с принятием нового российского закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Этот закон, поддерживаемый Московской Патриархией, по словам официальной Церкви направлен на ограничение действий иностранных проповедников и тоталитарных сект в России. Но борьба с тоталитарными сектами, нарушающими Конституцию, - это дело правоохранительных органов. Церковь может и должна противостоять как инославным проповедникам, так и распространению тоталитарных сект силой только своего христианского служения, примером высоты духа. Вместо этого, поддерживая дискриминационный закон, РПЦ продемонстрировала слабость своей веры, неуверенность в своем духовном авторитете. Вызывает поистине жалость такая попытка решать важнейшие проблемы веры мирскими методами. Но если заглянуть глубже, то можно разглядеть истинные церковно-политические мотивы такой поддержки закона Московской Патриархией: РПЦ получила от государства мандат на монопольное представительство православия в России. Православные христиане, не согласные с лишенными духовного потенциала командно-бюрократическими методами управления в РПЦ, отныне не могут помешать властным церковным структурам РПЦ творить свою волю в Церкви. Если бы несогласные создали свои религиозные объединения, то эти объединения стали бы благодаря закону нелигитимными в глазах государства, не могли бы иметь статус юридического лица, не могли бы проповедовать, открывать учебные заведения, снимать помещения и т.д. Видимо, именно в этом зарыта собака.

Думается, что многие западные деятели обращались к президенту России с призывом заблокировать закон, понимая, что он может нарушить свободу совести не только католиков и протестантов, но и православных-старообрядцев, представителей Зарубежной Церкви и др.

И еще одно существенное замечание. Автор пишет: "Нас постоянно ставят перед дилеммой: либо православие "изменится", либо будет отвергнуто "мировым сообществом". В этом утверждении видятся две неточности. Во-первых, православие существует не только в России, и болезни российского православия свойственны не всем Православным Церквам. Так, большинство автокефальных Церквей изменили отношение к богослужебному языку и проводят богослужения на языке молящихся. Большинство Православных Церквей приняли новый стиль. Не все православные в мире заражены ересью церковного национализма. В этом отношении показательна Православная Церковь в Америке - и в названии, и в языке богослужения она верна апостольской традиции: это именно Поместная Церковь, старающаяся объединить православных христиан разных национальностей, живущих в Америке. Вторая неточность (или умышленная подмена?) заключается в том, что зараженное национализмом, монархизмом и идолопоклонством православие может быть отвергнуто не "мировым сообществом", а самими православными россиянами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Адвокаты услышали заявления председателя Верховного суда

Екатерина Трифонова

Для дебюрократизации российской Фемиды понадобится дополнительное финансирование

0
728
Макрон везет в Китай послание от ЕС

Макрон везет в Китай послание от ЕС

Владимир Скосырев

Пекин считает Париж своей точкой опоры в Европе

0
634
Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Президент Колумбии призвал Белый дом "не будить ягуара"

Надежда Мельникова

Еще не разобравшись с Венесуэлой, Трамп уже ссорится с ее соседкой

0
593
Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Почти 2 миллиона человек нужно ежегодно привлекать на рабочие места

Анастасия Башкатова

Российской  экономике в течение семи лет потребуется более 12 миллионов тружеников

0
655

Другие новости