Афины регулярно сотрясают акции протеста против мер жесткой экономии, навязываемых «тройкой» кредиторов. Фото автора
Согласно опубликованным в марте данным греческого статистического агентства «Элстат», ВВП Греции вырос в 2017 году на 1,4%. В феврале страна успешно провела семилетний заем на международных рынках. Учитывая завершение в августе 2018 года третьего плана финансовой помощи Евросоюза, греческое правительство пытается вернуться к финансированию на рынках. Возможность четвертого плана помощи не рассматривается ни Афинами, ни Брюсселем.
Мировой финансово-экономический кризис 2007–2009 годов нанес Греции удар, от которого она не может оправиться по сегодняшний день. Все социально-экономические показатели стали ухудшаться. Экономический рост сохранял отрицательные или крайне низкие значения: –0,3% (2008); –9,1% (2011); –7,3% (2012); –0,2% (2016). Безработица выросла с 7,8% в 2008 году до 24,9% в 2015-м.
Продолжительный кризис проявил невозможность для Евросоюза узаконить фактическое банкротство Греции. О банкротстве свидетельствуют неприемлемые показатели дефицита бюджетов всех уровней – от национального до местного – и госдолга, составившего в 2016 году почти 181% ВВП. Греция абсолютный аутсайдер (с большим отрывом) еврозоны и Евросоюза по этому показателю.
Вместо дефолта, естественного для любой страны в таком положении без политической поддержки, Европейская комиссия и Европейский центробанк совместно с МВФ (отсюда термин «тройка») предоставили Греции три плана спасения. Все они основаны на общей экономической философии, которая предполагает предоставление больших кредитов в обмен на обязательства Греции проводить либеральные рыночные реформы и политику строгой экономии. По первому плану (май 2010-го) Греции были выделены кредиты на 110 млрд евро, по второму (февраль 2012-го) – на 130 млрд, по третьему (июль 2015-го) – на 86 млрд. МВФ выступал одним из кредиторов в первых двух планах, но не участвовал в третьем (поскольку документы фонда запрещают кредитовать страну с долгом, который невозможно выплатить).
В обмен на предоставление кредитов греческие правительства под контролем «тройки» сокращали все возможные государственные расходы (сокращение зарплат и численности госслужащих, реформа пенсионной системы с повышением возраста выхода на пенсию и трудового стажа), боролись с неплательщиками налогов, повышали косвенные и прямые налоги, проводили обширную программу приватизации и реформу трудового законодательства в сторону уменьшения защиты и гарантий работников.
С целью спасения Греции кредиторы (прежде всего Германия, Франция и МВФ) пошли на беспрецедентный шаг – 27 октября 2011 года убедили частных кредиторов (банки и инвестиционные фонды) списать 53,5% долгов, или беспрецедентную сумму в мировой экономической истории. А через год министры финансов еврозоны и МВФ приняли решение о сокращении греческого долга еще на 40 млрд евро.
Многочисленные планы экономии и новая антикризисная политика коренным образом изменили экономические и социальные реалии Греции. В стране начался «порочный круг» рецессии: строгая экономия – сокращение потребления и спроса – спад производства и рост безработицы – невозможность собрать достаточный объем налогов – новый виток строгой экономии.
Устойчивое ухудшение экономической ситуации отразилось на социальном положении. Доля греков, которые относятся к бедным слоям или находятся в зоне риска обеднения, выросла с 28,1% в 2008 году до 35,6% в 2016-м. При этом наблюдается сокращение греческого населения (вследствие эмиграции и сокращения рождаемости). Политика экономии в целом или принятие очередного пакета реформ, как правило, сопровождались многочисленными манифестациями или забастовками.
Сокращение расходов, расширение налоговой базы и борьба с уклонением от уплаты налогов, безусловно, благоприятны для греческих государственных финансов, десятилетиями страдавших от отсутствия дисциплины. И до вступления в валютный союз 1 января 2001 года для греческих правительств была характерна жизнь не по средствам за счет наращивания долга или субсидий европейских организаций. После провозглашения независимости в 1822 году страна несколько раз объявляла банкротство или по меньшей мере прекращала выплаты по государственному долгу. Поэтому долговой кризис – не новое явление, а воспроизводство в новых условиях хронической для Греции проблемы рентной экономики.
Тем не менее главный расчет терапии европейских управляющих организаций, стран-лидеров зоны евро и МВФ не оправдался. За период с 2008 по 2013 год ВВП Греции в реальном выражении сократился на 25% (сокращение продолжилось и дальше). В 2017 году безработица сократилась до 21,5%. Однако это сокращение необходимо воспринимать с двумя оговорками: 29% наемных работников трудятся неполный рабочий день (с месячной зарплатой до выплаты налогов около 380 евро), а среди экономически активной молодежи до 25 лет безработица превышает 40%.
На основе годового роста ВВП и сокращения безработицы преждевременно говорить о смене тенденции. Проблемные долги в греческой банковской системе составляют 46% от общего объема выданных кредитов (средний показатель по Евросоюзу – 4%).
Сохранение страны в зоне евро не позволяет девальвировать валюту, что привело бы к повышению конкурентоспособности греческих предприятий. В отсутствие национальной валюты греческая экономика, проигрывающая конкуренцию прежде всего другим странам Евросоюза и азиатским странам, вынуждена повышать конкурентоспособность за счет политики строгой экономии. До присоединения к европейскому валютному союзу Греция исторически привыкла к мягкой драхме в силу объективной слабости экономики. При возникновении экономических сложностей девальвация драхмы создавала для национальных производителей протекционистский барьер от иностранных конкурентов. Страны, оказавшиеся в глубоком кризисе, как правило, использовали все доступные инструменты для оживления экономики. В частности, Россия и Аргентина, оказавшись в схожих кризисных условиях (дефолт по госдолгу, экономический спад, отток капитала, сокращение инвестиций), быстро и значительно девальвировали валюты.
В развитии кризиса с 2010 года поражает настойчивость как греческой, так и европейской сторон в сохранении Греции в валютном союзе, несмотря на столь многочисленные противоречия и факторы, толкающие к разрыву. Желание удержать Грецию в зоне евро с европейской стороны объясняется в первую очередь политическими соображениями о необходимости поступательного развития и расширения политико-экономического объединения Старого Света. Выход Греции из зоны евро может привести к выходу других стран со слабой экономикой (прежде всего Португалии и Ирландии), а также поставит под сомнение расширение европейской интеграции на восток.
Твердое нежелание греческих правительств остро поставить вопрос о выходе страны из валютного союза менее логичен с точки зрения долгосрочной перспективы. Основополагающей причиной привязанности всех греческих правительств к европейским институтам и евро служит риск слишком больших и непредсказуемых перемен. При этом за последние 10 лет у власти в Греции последовательно находились правительства практически всех политических сил (кроме ультраправого националистического движения «Золотая заря»): социал-демократический ПАСОК, правая «Новая демократия» и с января 2015 года крайне левая коалиция СИРИЗА. Ни одна из этих политических сил не рассматривала серьезно альтернативу выхода страны из зоны евро и полного или частичного дефолта по долгам.
Исходя из этой установки, нынешнее правительство Алексиса Ципраса борется за очередное списание части греческого долга (эта борьба находит положительный отклик в обществе). Со стороны европейских кредиторов по-прежнему превалирует политический подход – не желая идти на очередное списание, министры финансов стран еврозоны рассматривают возможность продления сроков выплаты долгов.
Афины–Москва
комментарии(0)