Далеко не всем мигрантам удается выжить на пути из Африки в Европу. Фото Reuters
Стратегия Евросоюза по управлению миграционными потоками была и остается головоломкой, решение которой сопряжено с целым рядом сложностей. Результаты прошедшего в конце июня в Брюсселе миграционного саммита можно назвать мистификацией и иллюзиями, претворение в жизнь которых сопряжено с целым рядом сложностей. Как верно заметил председатель Европейского совета Дональд Туск, достижение согласия о построении хрупкого миграционного мира не обязательно обещает его реализацию. Ведь в Брюсселе в очередной раз страны ЕС на самом высоком уровне договорились о крупных шагах в общеевропейской стратегии управления миграцией, не сумев, однако, прийти к соглашению о конкретных путях их претворения в жизнь.
Идея французского президента Эмманюэля Макрона о создании центров размещения мигрантов для аутсорсинга прошений об убежище в ЕС стала одной из центральных договоренностей, под которой подписались лидеры всех государств ЕС, не имея даже намерения создать подобный центр на своей территории. Страны Восточной Европы – Венгрия, Хорватия, Польша, Чехия, Словакия – согласились с этой идеей при условии, что создание подобных центров, равно как прием и переселение мигрантов по квотам – дело сугубо добровольное.
Как результат, сразу же по окончании саммита представитель хорватской делегации выступил с заявлением, что «никогда и ни при каких условиях подобные центры не будут созданы на территории Хорватии». А парламент Венгрии еще за неделю до форума внес изменения в восемь законодательных актов страны, создав новый состав уголовного преступления – «оказание помощи в нелегальном переселении или нелегальном размещении лиц на территории Венгрии», предусматривающее наказание вплоть до одного года тюремного заключения.
Вопрос, кто сегодня и в будущем готов размещать миграционные центры для аутсорсинга прошений на убежище в Европу, остается открытым. Надежды Макрона, пытавшегося на августовском саммите 2017 года в Париже заинтересовать страны Африки – Тунис, Мали, Чад, Нигерию, Ливию и др. – в реализации этой инициативы не оправдались до сих пор. Ни Чад, ни Нигерия, ни Ливия не готовы стать de facto «тюремщиками» для Европы, равно как и Марокко, которое не проявляет заинтересованности в согласовании и подписании соглашения о реадмиссии (возвращении мигрантов) с Европейским союзом.
Есть надежды убедить правительство Албании построить центры размещения мигрантов на территории страны. Однако и здесь множество сложностей. С одной стороны, строительство и деятельность подобных центров создаст в Албании рабочие места и принесет дополнительные финанcовые вливания в бюджет страны, а с другой – навсегда закроет для стремящейся в Европу Тираны возможность стать участницей ЕС.
Система предоставления убежища в ЕС уже давно напоминает хромую собаку, у многочисленных хозяев которой нет сил, возможностей и желания ни ее вылечить, ни заменить на новую. И если препятствием к лечению хромой собаки действительно могут быть сложившиеся национальные практики и мнения различных экспертов, то нежелание приобретения новой собаки сложно объяснимо в современных реалиях.
Сегодня страны ЕС предпочитают выстраивать систему миграционной безопасности преимущественно путем увеличения бюджетов по охране границ и финансовых вливаний в фонды «ЕС–Турция», «ЕС–Африка» и др. Так, представленный Еврокомиссией план бюджета на 2021–2027 годы для менеджмента миграции и охраны внешних границ ЕС предполагает его увеличение в три раза – с 13 млрд до 34,9 млрд евро, финансирование трудоустройства более 10 тыс. новых сотрудников в агентство по контролю и охране границ и 12 млрд евро дополнительно для поиска оптимальных IT-решений для миграционного менеджмента ЕС.
При этом страны ЕС не могут договориться о перераспределении бремени ответственности за гуманитарных мигрантов, принятых Италией и Грецией. Действующее в настоящий момент правило Дублинских соглашений о том, что за гуманитарного мигранта ответственна страна, где он впервые пересек границы Европейского союза и обратился с прошением об убежище, налагает непомерное бремя финансовой и административной ответственности на средиземноморские страны. Однако оговоренная система перераспределения мигрантов из Греции и Италии в другие государства ЕС работает плохо. По состоянию на середину июля 2018 года из Италии были переселены около 13 тыс. гуманитарных мигрантов, а из Греции – более 22 тыс.
Весьма показательно, что вице-премьер и министр внутренних дел Италии Маттео Сальвини отдал приказ об отказе в приеме перегруженной мигрантами лодки, прибывшей в порт Сицилии. Судно с 450 мигрантами на борту, задержанное патрульными кораблями Frontex недалеко от итальянского острова Линоза, оказалось в ловушке Средиземного моря, не имея возможности пришвартоваться у берегов Мальты или Италии. Миграционная служба Валлетты отказалась принять лодку, а власти Италии выставили ультиматум своим европейским коллегам, заявив, что возможны лишь три варианта развития ситуации. Первый – когда все люди, за исключением тех, кому требуется неотложная медицинская помощь, остаются в лодке до окончательного рассмотрения их прошений на убежище миграционными властями Италии. Второй – когда представители Ливии принимают и размещают всех находящихся в лодке людей на своей территории, а затем самостоятельно решают вопрос о государственной принадлежности и судьбе этих мигрантов. И третий – когда страны ЕС разделяют ответственность за прибывших мигрантов и принимают их на своей территории.
Первый и второй варианты были отклонены сразу – в силу своей негуманности и из-за отказа властей Ливии принимать мигрантов, задержанных кораблями Frontex в водах ЕС. Ситуация разрешилась, лишь когда пять государств – Франция, Германия, Португалия, Испания и Мальта – согласились разместить на своей территории по 50 вновь прибывших мигрантов.
Этот случай в очередной раз показал, что управление миграцией в ЕС – как до саммита в Брюсселе, так и после него – происходит в ручном режиме. Что, с одной стороны, вызывает раскол на общеевропейской арене, а с другой – ведет к усилению праворадикальных и антиевропейских тенденций внутри государств – членов ЕС.
К запланированному на 20 сентября в Зальцбурге саммиту ЕС Франция и Германия рассчитывают подготовить совместную инициативу по урегулированию миграционного кризиса. Об этом в конце августа заявил глава французского МИДа Жан-Ив Ле Дриан.
Как бы то ни было, сегодня возможны два сценария развития событий. Первый – сценарий напряженного ожидания, когда внутригосударственные интересы по управлению миграцией отдельных стран ЕС, преимущественно Австрии, Италии, Хорватии и членов Вышеградской четверки, будут по-прежнему стоять выше общеевропейских интересов независимо от декларируемых миграционных целей, задач и идеалов. Это проблематичный сценарий, потому что внутриполитический расклад внутри отдельных стран Восточной и Центральной Европы, совмещенный с гиперактивностью миграционного менеджмента ядра ЕС – Германии и Франции – будет определять глубину и динамику всей общеевропейской интеграции и способен привести к дезинтеграции всего Союза.
Второй сценарий – установление нового европейского миграционного порядка – потребует от Европейского союза поставить права человека в центр своей миграционной политики, сделав право на убежище абсолютным правом каждого человека независимо от места его происхождения, гражданства и иных персонализированных обстоятельств. Лидерам и жителям ЕС нужно перестать рассматривать миграцию в категориях «плохо» или «хорошо», сосредоточившись на принятии факта, что миграция была, есть и будет частью истории Европы.
Необходимо согласиться с мнением Совета Европы, что все члены ЕС имеют право на контроль и защиту своих границ, однако с учетом приоритетов сохранения человеческой жизни и соблюдения норм международного гуманитарного права. Реализация этого сценария зависит от многих факторов, находящихся как внутри ЕС, так и за его пределами.
Берлин
комментарии(0)