Дональд Трамп является большим поклонником гольфа. Фото Reuters
45-й президент Соединенных Штатов Америки Дональд Трамп приступил к фактическому исполнению обязанностей 20 января 2017 года. Сегодня американское общество находится ровно посередине между датой, завершающей 500 дней пребывания Трампа в Белом доме (июнь 2018 года), и пиком его первой четырехлетней каденции (январь 2019 года). Прошло достаточно времени, чтобы осмотреться, привести ряд фактов и дать некоторые оценки.
Сам президент утверждает, что он и его администрация успели многое сделать за это время, больше, чем кто-либо в истории страны. В числе достижений фигурируют активная внешняя политика, существенное сокращение налогов и бесчисленных нормативных требований к составлению налоговых деклараций; очередные послабления в отношении военнослужащих и ветеранов; снижение показателей преступности; сокращение иммиграции за счет ужесточения погранконтроля; повышение эффективности работы местных судов. Но главное – растущая экономика и сокращение безработицы (в июне 2018 года ее уровень снизился почти до показателя декабря 1969 года – 3,8 и 3,5% соответственно). Эти данные вполне сопоставимы с «тучными годами» времен Билла Клинтона (вторая половина 1990-х).
В сфере внутренней политики на счет нынешней администрации можно зачислить еще некоторые активы, например принятие новых законов. За первые 500 дней президентства Трампа в Конгресс было направлено свыше 10 тыс. законопроектов, из которых президент успел подписать 180. Хотя реализовать удалось далеко не все чаяния конгрессменов-республиканцев (например, покончить с раздражающей их программой Obamacare по минимальному медицинскому страхованию или осуществить долгожданную реформу в сфере иммиграции), кое-что существенное все же было сделано.
Весьма активно проводится кадровая политика, касающаяся ближайшего окружения Трампа. Белый дом добровольно покинули 30 высших представителей администрации, а еще 12 были уволены. Среди них – три чиновника в ранге министра: Рекс Тиллерсон (Госдепартамент), Том Прайс (медицина и социальные услуги) и Дэвид Шулкин (ветераны), первый начальник канцелярии президента Райнс Прибус, главный советник по стратегии Стивен Бэннон и др.
Показательна и статистика в области иммиграции. По данным президентской администрации, только с 20 января по 30 сентября 2017 года было арестовано свыше 110 тыс. нелегальных иммигрантов – на 42% больше, чем за тот же период в предыдущем году. А за 2017 финансовый год было произведено уже свыше 143 тыс. арестов, что однозначно свидетельствует о существенном ужесточении политики в этой сфере. Следует вспомнить и о мероприятиях по строительству и укреплению стены на границе с Мексикой, что повлекло за собой серьезное охлаждение отношений с соседней страной.
Трамп пять раз использовал президентские полномочия для помилования осужденных, вызвав тем самым резкую критику со стороны оппонентов. Так, были помилованы бывший шериф – политик из Аризоны Джо М. Арпайо, обвиненный в неуважении к суду; Скутер Либби, бывший начальник канцелярии небезызвестного вице-президента Дика Чейни. Но основные баталии в этой сфере разгораются вокруг «злоупотреблений» относительно помилования фигурантов «дела о связях с Россией», расследуемого спецпрокурором Робертом Мюллером. Эти факты в конечном счете не могут не сказаться на репутации самого Трампа. Кстати, для сравнения: в первые 500 дней президентства Барака Обамы не было ни одного случая помилования.
Открытость президента обществу достойна признания. За «отчетный период» он выступил в Twitter по актуальным вопросам внутренней и внешней повестки почти 3,5 тыс. раз, то есть примерно семь раз в день. Основные темы связаны с фейковыми новостями, лично с Хиллари Клинтон и скептическим отношением к охоте на ведьм, которая Трампу напоминает продолжающееся расследование «российского следа» в деятельности американского истеблишмента.
Но твитами дело не ограничивается. Boeing-747 Трампа взмывал в небо 192 раза, в том числе для международных (5) и внутренних перелетов (102), покрывших 31 штат из 50 и одну из заморских территорий США. Основным направлением во внутренних перелетах остается Флорида, а точнее, курортное местечко Мар-а-Лаго, где расположен элитный гольф-клуб. Не случайно Трамп летал туда 19 раз, проведя за любимым занятием в общей сложности 69 дней.
Теперь о внешней политике. Здесь плюсы и минусы работы Белого дома становятся рельефнее. Между Трампом и лидерами наиболее влиятельных государств состоялось как минимум 94 встречи, среди которых выделяются личные контакты с премьером Японии Синдзо Абэ. С ним Трамп встречался восемь раз. А вот с президентом России Владимиром Путиным американский лидер общался только трижды на полях международных форумов – два раза в Германии в июле 2017 года и один раз во вьетнамском Дананге в ноябре того же года. Четвертая, двусторонняя встреча в Хельсинки состоялась уже по истечении 500-дневного периода пребывания Трампа в Белом доме и, как мы уже знаем, не только не добавила очков президенту США, но и существенно ослабила его позиции внутри страны.
За указанный отрезок времени Трамп совершил пять международных поездок, в ходе которых посетил 15 стран (Саудовскую Аравию, Израиль, Бельгию, Италию, Польшу, Германию, Францию, Японию, Южную Корею, Китай, Вьетнам, Филиппины и др.). Позднее он побывал в Сингапуре, где прошла знаковая встреча с лидером КНДР Ким Чен Ыном (июнь 2018 года).
Во внешнеполитическую «корзину» можно положить и многочисленные телефонные переговоры Трампа с мировыми лидерами – свыше 250, в том числе как минимум восемь раундов бесед с Путиным. Но основные собеседники – это британский премьер Тереза Мэй, президент Франции Эмманюэль Макрон и уже упоминавшийся Синдзо Абэ.
Все вышесказанное вроде бы говорит в пользу нынешней администрации. Но так ли безоблачно небо над Белым домом, как хотели бы думать видные представители исполнительной власти? Лидеры республиканцев в Сенате сегодня с особым рвением отстаивают те моральные ценности, которые исторически вынашивала одна из двух могущественных политических партий в США. Парадоксально, но президент Трамп не только преуспел в оскорблениях своих высокопоставленных товарищей по партии, но и продолжает, по существу, издеваться над ними, идет ли речь о бюджете, торговой политике или отношениях с Россией.
Некогда священные принципы консерватизма подвергаются беспрецедентным нападкам со стороны партийного ставленника на высший пост. Конечно, в Сенате уже нет таких признанных защитников законодательной ветви власти, какими в свое время были, например, республиканец Джон Маккейн из Аризоны или демократ Роберт Берд из Западной Вирджинии, для которых принцип разделения властей всегда был выше узкопартийных интересов. Да и вообще возможности Сената сегодня ощутимо слабее, чем раньше. Достаточно сказать, что в последние годы его по разным причинам покинули 29 сенаторов с общим стажем работы на олимпе законодательной власти около 557 лет! Да и в Палате представителей дела обстоят не лучшим образом: к концу текущего года ее покинут наиболее испытанные «бойцы» типа спикера Пола Райана. И это только вершина айсберга.
Но точка над «i» пока далеко еще не поставлена, и конца парламентским баталиям не видно. Ожесточенные схватки с Конгрессом вокруг президентских инициатив, эпатаж хозяина Белого дома, его непредсказуемая внешняя политика и, главное, продолжающееся расследование предполагаемых связей с Россией объективно ослабляют администрацию, дают повод для все большей неуверенности в ее ближайшем будущем.
Наиболее оживленные дебаты вокруг действующего президента связаны с его «кульбитами» во внешней политике: выходом из ядерной сделки с Ираном, давлением на европейских союзников и НАТО, нашумевшей и далеко не однозначной встречей с президентом РФ в столице Финляндии и другими эмоциональными и не до конца продуманными действиями. К этому следует добавить беспрецедентную борьбу между президентской администрацией и ведущими средствами массовой информации – борьбу, которая ставит под угрозу незыблемый до сих пор принцип свободы слова. Трампу принадлежат получившие широкую известность фразы: «Мы продолжаем вести войну с прессой. Репортеры – это самые бессовестные люди на земле».
Факт остается фактом: американское общество, как никогда раньше, расколото на сторонников и оппонентов президента. Сегодня Трамп с трудом продвигается к середине своей первой четырехлетней каденции. И ответить на вопросы о том, предстоит ли 45-му президенту США второй срок и благополучно ли закончится первый, точно не может никто.
Вашингтон
комментарии(0)