Фото с сайта Постоянного представительства Российской Федерации при Совете Европы/coe.mid.ru/
С тех пор как председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что Россия примет окончательное решение по членству в Совете Европы до 2019 года, прошло два месяца. О том, определилась ли Россия со своей позицией по этому вопросу, ответственный редактор приложения «НГ-дипкурьер» Юрий ПАНИЕВ поинтересовался у постоянного представителя РФ при Совете Европы Ивана СОЛТАНОВСКОГО.
– Иван Дмитриевич, к какому все-таки решению склоняется Россия?
– Могу подтвердить, что ситуация сложная. Однако Совет Европы (СЕ) продолжает сохранять для нас большое значение. На сегодня другой организации, которая бы обеспечивала создание общеевропейского конвенционного правового поля, нет.
Практический смысл членства России в СЕ выражается прежде всего в участии в его многосторонних юридически обязывающих конвенциях, которые охватывают как сферу прав человека, так и другие сферы – противодействие терроризму и коррупции, защиту персональных данных, обеспечение качества лекарств, вопросы культуры и спорта и т.д. Так, в этом году Россия подписала и ратифицировала ряд нормативно-правовых документов СЕ. В марте в Страсбурге была завершена процедура ратификации Московской конвенции СЕ по борьбе с поддельными лекарствами – МЕДИКРИМ. Она инициирована в ходе российского председательства в Комитете министров Совета Европы (КМСЕ) в 2006 году и открыта к подписанию в Москве. Осенью этого года сделан другой важный шаг – в рамках СЕ достигнут компромисс с другими странами-членами, в том числе с Евросоюзом, по единым правилам защиты персональных данных и выработке модернизированной версии Конвенции СЕ по этой теме.
Вместе с тем кризис в Совете Европы, спровоцированный частью членов его Парламентской ассамблеи (ПАСЕ), до сих пор не преодолен. Полномочия российских парламентариев не восстановлены. В отсутствие голоса России ассамблеей избраны высокие должностные лица Совета Европы, включая многих судей Европейского суда по правам человека и комиссара Совета Европы по правам человека. В июне 2019 года должны состояться выборы генерального секретаря организации, и неучастие в них российских депутатов, очевидно, имело бы далеко идущие негативные последствия.
В этой ситуации наша работа по выводу Совета Европы из сложившегося системного кризиса продолжается. Создан определенный задел в этом направлении. Большинство стран-членов осознает всю сложность ситуации и готово искать выход. Однако противодействие со стороны тех, кто хотел бы увидеть Россию вне СЕ и представить это как свою дипломатическую победу, оказывается ожесточенное.
Россия по праву принадлежит к семье Совета Европы. Однако обстоятельства могут сложиться таким образом, что у нас просто не будет другого выбора, кроме как кардинально пересмотреть характер наших отношений с СЕ. Дискриминация государств-членов по политическим мотивам категорически неприемлема.
– Какого результата следует ждать от заседания в декабре Комитета по регламенту ПАСЕ, на котором будет повторно обсуждаться доклад о полномочиях национальных делегаций?
– Позвольте напомнить историю появления данного доклада. В декабре 2017 года по инициативе итальянского парламентария Микеле Николетти, занимавшего тогда пост председателя ПАСЕ, был создан Специальный комитет Бюро ПАСЕ по вопросу о роли и миссии ассамблеи.
Представители Федерального собрания Российской Федерации принимали активное участие в заседаниях спецкомитета. Итогом полугодовой работы стал «Меморандум Николетти». Он учитывал предложения всех без исключения государств-членов. Однако в проект итогового документа по изменению регламента ПАСЕ не включены наши предложения, притом поддержанные целым рядом стран – членов СЕ. Предлагаемый сегодня Комитетом по регламенту выборочный возврат прав нашим парламентариям неприемлем, так как лишь усугубляет коллизию, когда нарушен базовый принцип равенства всех стран – членов СЕ.
С учетом этого мы убеждены в необходимости воссоздания работающих форматов диалога ПАСЕ и представителей Федерального собрания Российской Федерации. Без этого продвинуться дальше будет сложно.
– Существует ли вероятность того, что Россия будет исключена из Совета Европы, в том числе за неуплату взносов?
– Часто приходится слышать о нарушении Россией обязательства по уплате взносов. Однако надо отдавать себе отчет, что первоначально были нарушены уставные и конвенционные права российских парламентариев. И в более широком смысле – права Российской Федерации как члена Совета Европы. При этом мы прекратили свои платежи не сразу. После приостановления прав российских парламентариев в ПАСЕ в течение трех лет мы исправно вносили свой взнос в бюджет СЕ.
Что же касается возможности исключения, в октябре генсекретарем СЕ Турбьерном Ягландом было распространено юридическое заключение относительно неуплаты Российской Федерацией взносов в бюджет Совета Европы. Документ подтверждает возможность «приостановления представительства» в КМСЕ или ПАСЕ в связи с неуплатой государством-членом взносов в бюджет организации на основании статьи 9 Устава Совета Европы. При этом четко говорится, что определенных критериев, равно как и процедуры принятия решения о приостановлении представительства, не существует.
Со своей стороны, могу подтвердить, что после полного восстановления прав членов делегации Федерального собрания РФ Москва произведет все выплаты за период с момента вынужденного принятия решения о приостановке взносов в бюджет организации.
– Какие шаги может предпринять Комитет министров как главный орган СЕ по преодолению кризиса в организации?
– Вы правы, согласно Уставу СЕ, исключительная роль в принятии решений, касающихся приостановления представительства или членства в организации, принадлежит Комитету министров Совета Европы.
В сентябре распространено добротное заключение, подготовленное юридической службой СЕ. В нем четко разделены процедурно-технические полномочия ПАСЕ и политические функции КМСЕ при решении вопроса об участии или отстранении национальных делегаций в работе уставных органов Совета Европы. По сути, говорится об узурпации ассамблеей права «казнить или миловать» применительно к депутатам, представляющим избирателей той или иной страны. По уставу лишь Комитет министров может решать вопрос о приостановке или лишении полномочий.
Конечной целью наших усилий должно стать приведение регламента ПАСЕ в соответствие с уставом. Один из возможных способов решить эту задачу – принять соответствующую уставную резолюцию на министерской сессии КМСЕ. Ближайшая пройдет в Хельсинки 17 мая 2019 года. И это практически последний шанс исправить ухудшающуюся ситуацию.
При этом нынешнее финское председательство, похоже, настроено серьезно способствовать выходу из кризиса. Надеемся, что и следующее – французское – понимает, что речь идет о сохранении этого уникального панъевропейского механизма защиты прав человека в Европе. От эффективности усилий этих двух стран будет зависеть многое.
– С какими последствиями столкнутся Россия и СЕ в случае реализации наихудшего сценария?
– Давайте не будем торопить события. Подчеркну, Совет Европы не сводится к ПАСЕ. Мы продолжаем активное сотрудничество в межправительственном секторе, взаимодействуем и в Конгрессе местных и региональных властей, и в Европейском суде по правам человека. Если все же дело дойдет до худшего, очевидно, что Совет Европы прекратит существование в качестве организации, обеспечивающей единство гуманитарного и правового пространства в Большой Европе. Еще более сузится пространство для диалога в европейском формате. Но об этом должны задуматься прежде всего те, кто превратил СЕ в площадку для геополитических игр.
комментарии(0)