Покидающий в этом году пост генсека Совета Европы Турбьерн Ягланд обеспокоен тем, что организацию может покинуть Россия Фото с официального сайта Совета Европы.
Тематика Совета Европы (СЕ) – одной из последних действующих площадок для диалога между Москвой и Западом – вышла на одно из главных мест во внешнеполитической повестке России. Причиной этого стал углубляющийся кризис в самом СЕ, которому в этом году исполняется 70 лет. Системный кризис возник в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) и, словно в сообщающемся сосуде, стал перемещаться в другие органы СЕ.
После того как в апреле 2014 года российская делегация в ПАСЕ была лишена права голоса из-за воссоединения Крыма с Россией, санкции только ужесточались. Теперь они не позволяют представителям РФ и состоять в руководящих структурах ассамблеи, и участвовать в мониторинговых миссиях. В ответ российская сторона отказалась от присутствия на сессиях ПАСЕ, которые проходят четыре раза в год, и в 2016–2018 годах не стала направлять заявку на подтверждение своих полномочий.
Что касается ближайшей, зимней сессии ПАСЕ, то, как сообщили «НГ» в секретариате СЕ, «формально Россия может подать список своих участников до начала заседания, то есть до утра 21 января». На минувшей неделе в Госдуму от генерального секретаря ПАСЕ Войцеха Савицкого поступило предложение сформировать делегацию, то есть, по сути, вернуться к работе в ассамблее. Известно, что вице-спикер Госдумы Петр Толстой и глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев 14 января должны провести консультации в Женеве с руководством ПАСЕ об условиях возвращения России.
Москва обусловила возвращение к полноценной работе восстановлением всех полномочий, а также внесением поправок в регламент, не позволяющих впредь ущемлять права национальных делегаций. Подвижка на этом направлении выразилась в том, что в минувшем декабре комитет по регламенту ПАСЕ выступил против лишения национальных делегаций права принимать участие в выборах генерального секретаря ЕС, которые пройдут в июне 2019-го, и судей Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Однако, как заявил постпред России при ЕС Владимир Чижов, РФ не устраивает частичное восстановление полномочий ее делегации в ПАСЕ, она рассчитывает на «полное и безоговорочное восстановление всех прав» делегации и «разработку таких правил процедуры, которые бы исключили повторение подобных действий со стороны арифметического большинства этой ассамблеи».
В Госдуме не особо надеются на то, что ПАСЕ немедленно откажется от санкций в отношении делегации РФ и вернет ей право участвовать в голосовании. По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, Москва продолжает настаивать на внесении в регламент ПАСЕ поправок об отмене санкционных статей. Они имеют институциональное значение, ведь в ПАСЕ представлены 47 стран. «И ситуация, с которой столкнулась российская делегация, касается не только России. Она касается всех, так как не сегодня, так завтра какую-то другую национальную делегацию решат ограничить в правах, лишить по тем или иным причинам права голоса», – сказал Володин в интервью Интерфаксу.
Но пока, по его мнению, болезнь ПАСЕ под названием «атавизм диктаторских режимов» настолько серьезна, что одними «припарками» ее не излечить. «Больной не выздоровеет, если он сам этого не хочет, – полагает Володин. – Поэтому, мы считаем, необходимо в первую очередь, чтобы было желание самих участников – представителей стран, которые входят в состав СЕ, избавиться от этой болезни».
Между тем еще осенью вышло юридическое заключение секретариата СЕ, в котором четко разделены принадлежащие ПАСЕ процедурные права и политическая составляющая, которую ассамблея односторонне искажает применительно к России в угоду спекулятивно-конъюнктурным соображениям. В связи с этим Москва добивается, чтобы это юридическое заключение легло в основу комплексного урегулирования вопроса, касающегося восстановления прав российских парламентариев. По словам постпреда России при СЕ Ивана Солтановского, работа идет трудно, хотя большинство делегаций не хотят выхода России из СЕ.
По понятным причинам Россия летом 2017 года приняла решение приостановить уплату членских взносов в бюджет СЕ в размере более 33 млн евро, и ее обвиняют в финансовом шантаже. В конце июня 2019-го заканчивается двухлетний срок, по истечении которого теоретически может быть поднят вопрос о применении к России статьи 9 Устава СЕ. Если Москва к тому времени не возобновит уплату взносов, то Комитет министров будет вынужден ее исключить из СЕ, предупредил генсек СЕ Турбьерн Ягланд.
В конце ноября председательство в СЕ перешло к Финляндии, в связи с чем Ягланд посетил Хельсинки. «В дополнение к брекзиту мы можем столкнуться с рукзитом», – заявил там Ягланд, отметив, что «очень серьезно» относится к возможному выходу России из СЕ. «Тогда мы получим новую разделительную черту, напоминающую ту, что существовала до падения Берлинской стены. Это будет очень плохо для Европы и особенно для российских граждан», – сказал генсек СЕ.
Он убежден, что признание присоединения Крыма «немыслимо», но СЕ может рассмотреть возможность защиты прав человека в России вне зависимости от ситуации. Выход же из СЕ означает не только разрыв с семьей европейских народов, выбравших демократический путь развития, но и отказ от признания юрисдикции ЕСПЧ. А это больнее всего ударит по тысячам россиян, которые каждый год обращаются в этот суд как в последнюю инстанцию. Только в 2017 году ЕСПЧ рассмотрел 8045 заявлений в отношении России. Из них в 293 случаях выявили как минимум одно нарушение Европейской конвенции по правам человека: больше, чем в любой другой стране – участнице СЕ. Как сообщили «НГ» в пресс-службе ЕСПЧ, по состоянию на 1 декабря 2018 года, 11 250 заявлений по делам против РФ ожидали своего рассмотрения.
В свою очередь, представители руководства России не раз подчеркивали, что страна может сама выйти из СЕ, членом которого она стала в 1996 году. Так, о том, что «под вопросом стоит наше дальнейшее участие в Совете Европы», заявил в одном из недавних интервью глава МИДа Сергей Лавров. Еще в сентябре о том, что у России «созревает внутреннее решение выйти из Совета Европы», говорила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. По ее словам, «главная наша позиция в том, что ПАСЕ должна обеспечивать равные права и возможности участия в работе этой организации всех 47 государств».
При этом, как отметил «НГ» заместитель министра иностранных дел РФ Александр Грушко, Россия считает, что возможность преодолеть системный кризис в отношениях с СЕ сохраняется. Он выразил надежду на то, что «голос здорового большинства, которое потихоньку начинает формироваться в Совете Европы и разделяет наши фундаментальные озабоченности относительно соблюдения принципа равенства всех государств, будет звучать все громче. И в конечном итоге нам удастся выйти на такие решения, которые позволили бы обеспечить будущее этой организации».
Дипломат добавил, что принцип прав и обязательств был нарушен односторонними незаконными действиями ПАСЕ, которая приняла решения, вносящие, по сути, поправки в уставные документы СЕ. «Согласно Уставу, России отведены функции избрания членов ЕСПЧ, генсека ЕС и комиссара по правам человека. В нем ничего не говорится о том, что ПАСЕ может лишать делегации такого права по политическим причинам», – сказал Грушко. Между тем на сегодняшний день 23 из 47 судей ЕСПЧ, как и комиссар по правам человека, были избраны без участия России.
«Эту ситуацию надо исправлять, – убежден дипломат. – Будущее Совета Европы как эффективного инструмента по обеспечению общего гуманитарного пространства от Лиссабона до Владивостока не будет обеспечено, если не преодолеть эту проблему».
Вместе с тем Россия рассматривает любые варианты действий в ситуации с членством в СЕ. «Мы рассматриваем любые опции», – сказал Грушко, отвечая на вопрос о возможности выхода России из СЕ.
комментарии(0)