Парламентская коалиция не выполняет взятых на себя обязательств. Фото со страницы парламента Молдавии в Flickr
30 сентября в Кишиневе произошла автомобильная авария. На скорости 130 км в час «Порше-Кайен» врезался в троллейбус. Погиб пассажир легкового автомобиля и один из пассажиров троллейбуса. 28 человек госпитализированы с различными травмами. ДТП не стало бы из ряда вон выходящим событием и не выбилось из общей статистики происшествий, если бы не личность виновницы столкновения и общественный резонанс.
Как выяснилось, 32-летния владелица автомобиля ранее многократно нарушала правила дорожного движения. На нее было составлено 43 протокола, заведено три уголовных дела. Ее дважды лишали водительского удостоверения. В Сети можно найти видеосъемку, на которой она, находясь за рулем, похоже, в сильном алкогольном опьянении, пытается тронуться с места, а пешеходы уговаривают ее отказаться от поездки. Все выходки виновнице ДТП сходили с рук и оставались безнаказанными. Всякий раз, когда полиция пыталась привлечь даму к ответственности, вмешивались высокопоставленные покровители, которые требовали отпустить ее во избежание всевозможных кар.
Скандал разгорелся после того, как стало известно, что абсолютная «неуязвимость» нарушительницы объяснялась ее близостью к ряду лиц из окружения бывшего хозяина Молдавии, бизнесмена Влада Плахотнюка. Бывший лидер еще недавно правящей в Молдавии Демократической партии (ДПМ) выстроил такой режим власти, что одно только упоминание его имени либо фамилий его приближенных отбивало охоту у сотрудников полиции доводить дело до конца.
14 июня Плахотнюк бежал из страны, опасаясь преследования за узурпацию власти и попытку государственного переворота. Власть поменялась, сформировалась новая правящая коалиция. Казалось, при чем здесь прежний режим? Тем не менее данное происшествие, как никакое другое, вскрыло всю гнилую сущность политического класса и государственного аппарата Республики Молдова (РМ). За последние десять лет в РМ сформировалась каста людей, которые уверены, что им все дозволено, они могут делать все, что заблагорассудится, потому что находятся выше закона. Внушительная армия чиновников, госслужащих, прокуроров, судей, сотрудников различных силовых ведомств и прочих уверена: законы пишутся для простых смертных, а они стоят на недосягаемой высоте.
В этом нет какой-либо сенсации. Известно, что в стране с либеральным государственным устройством и свободным рынком те, у кого больше денег и кто находится при власти, как правило, «равнее» других перед законом. Но все же одно дело, когда речь идет о большом и более-менее благополучном государстве. И совсем другое, когда мы говорим о Молдавии – одной из самых бедных стран Европы, в которой за десять лет правления прозападной группировки полностью разрушены промышленность и сельское хозяйство, расстроена финансовая система, люди выживают благодаря ничтожным доходам, но в то же время обложены самыми высокими в СНГ налогами. Предел мечтаний большинства населения – уехать из страны навсегда. Эмиграция достигла небывалых за все время независимости масштабов.
Классический пример произвола правящего класса – хищение в 2014–2015 годах из трех государственных банков 1 млрд долл. (1/7 часть бюджета страны). За это преступление ответил только бывший премьер-министр Влад Филат, который отбывает срок в заключении. Но множество других чиновников, в том числе бывший глава правительства Юрий Лянкэ, бывший глава Национального банка Дорин Дрэгуцан и другие, при которых происходила кража, находятся на свободе.
С приходом к власти коалиции в составе Партии социалистов и правого блока «Acum» появилась надежда на то, что Молдавия вернется хотя бы к самым примитивным и поверхностным формам социальной справедливости, которые были уничтожены в клочья при власти Плахотнюка.
Никто не ждал каких-то особых чудес. Однако аресты и задержания чиновников, причастных к хищению миллиарда, а также к попытке государственного переворота 8–14 июня сего года, было ожидаемым и логичным. Ничего подобного не случилось. Не был сделан запрос на выдачу из США и других стран Плахотнюка и его ближайших помощников. Не была вскрыта ни одна из коррупционных схем, которые паразитировали на экономике страны и привели ее к летальному исходу. Не были запрещены политические партии и частные военизированные организации, которые обеспечивали власть Плахотнюка и проводили репрессии в отношении неугодных лиц. Поначалу отправили было пару-тройку «стрелочников» под домашний арест, но и тех вскоре отпустили восвояси.
Необыкновенное миролюбие власти привело к тому, что основные фигуранты потенциальных громких дел спокойно, без спешки покинули Молдавию и теперь залечивают душевные раны на своих ранчо и виллах. Подобная беззубость выглядит по меньшей мере странно. Ведь еще весной отдельные представители партий, составивших коалицию, весьма грозно обещали «разобраться» с Плахотнюком и его пособниками по всей строгости закона.
Теперь же каждый выход к прессе лидеров коалиции – это какая-то фантасмагория. Малопонятный набор слов, бормотание, туман, ссылки на сложность и запутанность законодательства, сетование на то, что ничего невозможно сделать. Убедительное свидетельство элементарной неготовности этих людей отделить главное от второстепенного и в целом нести возложенное на них бремя.
100 дней пребывания у власти коалиции ПСРМ – блок «Acum» показали, что новым властям похвастать нечем. Нет ни одной сферы, в которой можно было бы что-то предъявить, как неоспоримое доказательство жизнеспособности коалиции. В ее активе только визиты в Вашингтон и Брюссель и обещания «демократических реформ» – словосочетание, которое вызывает содрогание у большинства граждан Молдавии. Под прикрытием этого словоблудия страну и людей обирали и обманывали десять лет.
За это время в Молдавии за причастность к коррупции осудили всего 6 человек, включая упомянутого Филата, который стал классическим козлом отпущения. Коррупции в Молдавии нет и в помине? Как бы не так – в этой стране даже дети знают, что коррупцией пронизано все общество.
Предстоящие 20 октября выборы в местные органы власти преподнесли новые сюрпризы. Оказалось, что часть членов Демократической партии пристроились в правительстве и президентском аппарате, а другие попали в предвыборные списки Партии социалистов. Вероятно, опыт и знания демократов представляют немалую ценность для членов правящей коалиции, раз их таким образом выводят из-под удара и без того вопиюще снисходительной молдавской Фемиды. Общество лишают последнего, что еще осталось – надежды на изменения к лучшему, которая было появилась после падения режима Плахотнюка.
У многих из тех, кто ранее поддерживал новую коалицию, как единственно возможную легитимную форму отстранения от власти Демократической партии, теперь появились подозрения, что за спинами лидеров альянса ПСРМ – «Acum» есть желающие унаследовать место (а заодно и схемы) Плахотнюка и ДПМ. Для того чтобы прочно и надолго войти в касту тех, кто выше закона.
Рациональное зерно в этом предположении есть. В июне речь шла о том, что коалиция временная, что главная ее задача – отстранить Плахотнюка от власти и провести досрочные выборы в парламент. Теперь члены коалиции заговорили о необходимости не спешить с выборами, потому как «надо проводить реформы».
Старая, избитая история: прежнего дракона спешит сменить новый. Но даже если этой коалиции дать пять раз по 100 дней, все равно толку не будет. Поэтому досрочные выборы в Молдавии неизбежны. Вполне вероятно, уже в следующем году.
комментарии(0)