Дональд Трамп уверен, что у него высокие шансы остаться президентом еще на четыре года. Фото Reuters
Если кто-то серьезно думает, будто Америке есть дело до судьбы Ирана и возможных военных действий против него или будущего Донбасса, Сирии и прочих заморских отдаленностей, то сильно ошибается. Америке есть дело нынче только до предстоящих в ноябре президентских и парламентских выборов. Все, что вписывается в решение чисто внутренних разборок, коснется и отдельных международных событий. Только все, что особой роли в этих выборах не играет (по типу отношений с КНДР и даже с Китаем), будет отложено на потом. А это «потом» может весьма не слабо растянуться по времени – в зависимости от того, кто окажется в Белом доме к концу года.
Поскольку до первичных выборов кандидатов Демократической партии остается всего пара недель, то нет недостатка в гаданиях на кофейной гуще, кто же станет на них первым, и еще через пару месяцев – единственным кандидатом со священной миссией – победить нынешнего президента США. И сделать так, чтобы о прошедших четырех годах во власти ДональдаТрампа прежде всего Америка забыла как кошмарный сон.
Каковы же настроения в Америке накануне первичных выборов партии демократов и планируемых заседаний в Сенате по вопросу отстранения от власти президента Трампа? Нюансов схватки на полное уничтожение хозяина Белого дома много, но остановимся лишь на ее главных и принципиально важных для России моментах.
Каждый день местные СМИ продолжают мусолить, по сути, только одну тему – необходимость импичмента президенту. А резкое обострение отношений Вашингтона и Тегерана подается в Америке не иначе как якобы акт внешнеполитического отчаяния Трампа перед лицом неизбежного поражения на выборах в ноябре.
А ведь ситуация сложилась во многом уникальная. Впервые за всю историю США действующего президента поносят все американские СМИ уже более трех лет, да плюс врагом американского народа именуют его все без исключения политики-противники. И находясь в Вашингтоне, создается ощущение, будто в Белом доме все это время работал вовсе не президент США, а какой-то засланный казачок то ли из Москвы, то ли из Киева.
Между тем, несмотря на всю кампанию лжи и личных оскорблений, президент США по-прежнему обитает в Белом доме (хотя частенько наведывается в свой Трамп-отель, расположенный как раз посредине между Белым домом и Капитолием). И всем своим недругам как бы дает понять, что чем больше они будут его в канун выборов поливать грязью, тем выше его шансы остаться президентом еще на четыре года. В чем-то это подтверждается решимостью Трампа показать кузькину мать заклятым врагам Америки (по типу Ирана). А в чем-то он бьет не столько по иранским генералам, сколько играет на самом сокровенном для рядовых американских избирателей – чувстве патриотизма и решимости, когда надо защищать весьма туманные по определению национальные интересы.
И хотя за время нахождения у власти Трампа экономика США существенно крепла, тотальная кампания огульного охаивания собственного президента нанесла и по-прежнему наносит существенный ущерб международному имиджу страны. Кстати, некоторые американские политики и журналисты выражают уверенность в том, что подобным поведением якобы подтверждается приверженность Америки подлинной демократии.
А в рамках подобной «свободы слова» чуть ли не главной бедой Америки по-прежнему остается Трамп. И в такой обстановке, казалось бы, его просто одной левой должен был бы победить любой кандидат от Демократической партии, кто бы на предстоящих первичных выборах ни вырвался вперед. Однако на деле все складывается совершенно иначе.
А именно: даже если демократы и дотянут с политическим судилищем над Трампом как минимум до лета, никаких шансов у выдвинувшихся кандидатов-демократов просто нет. Ведь все они объединены только одним – лютой ненавистью к Трампу. Однако ничего конкретного, чтобы могло бы «вместо Трампа» привлечь именно к ним рядовых избирателей, ни один из них не предлагает.
Начиналась эта борьба за Белый дом, напомним, еще прошлым летом с участием двух десятков кандидатов, а сейчас таковых осталось всего семеро. Глядя на тех, кто пойдет через несколько дней на первичные выборы (включая и бывшего мэра Нью-Йорка миллиардера Майкла Блумберга), становится совершенно очевидно: все они – политические карлики и даже минимальных шансов в борьбе с Трампом не имеют.
Почему? Все кандидаты от Демократической партии критикуют либо Трампа, либо друг друга. Но ничего не предлагают из того, что могло бы сделать жизнь граждан США лучше по сравнению с тем, как они «страдают и мучаются» при нынешнем президенте. Тогда непонятно: а зачем Трампа менять – задумается рядовой американец, если ему сейчас живется куда богаче, чем при предыдущем президенте-демократе?
В канун первичных выборов сторонники Демократической партии добились двух весьма любопытных результатов. Они смогли максимально мобилизовать как сторонников лично Трампа, так и тех, кто его поддерживает в рядах Республиканской партии.
Плюс одновременно они добились и объединения всех тех в стране, кто по разным причинам готов выступить против нынешнего президента. В результате все протестующие едины в одном: нельзя оставлять Трампа в Белом доме. Пусть будет кто угодно из демократов – только уберите его оттуда!
И здесь хотелось бы остановиться на двух очень важных составляющих механизма политической власти в Америке. Это отношение самих американцев к предстоящим выборам и отношение политической верхушки к тому, что от всех этих бесконечных расследований, спектаклей с отстранением от власти главы государства наносится огромный ущерб внешнему имиджу США вне зависимости от того, кто попадет в Белый дом нынешней осенью.
Подавляющее большинство рядовых американцев относятся к импичменту Трампу крайне негативно. Люди видят, что все эти бесконечные доклады, заседающие спецкомиссии и спецпрокуроры – пустая трата бюджетных денег. А все потому, что в Америке, как и, наверное, во всех других странах, избиратели не верят ни одному из политиков. Получение ими в том или ином виде взяток, заключение липовых контрактов на подставные фирмы и ближнюю родню (хотя построить на украденное особняк где-нибудь в графстве Фейрфакс в окрестностях Вашингтона, как это делают российские чиновники в Подмосковье, в Америке просто невозможно) – это в США в принципе обыденное явление.
Но посадить сына на хлебное место, своим высоким постом в руководстве страны выделить «родной» компании десятки миллионов долларов, эксклюзивно снабжать, к примеру, американские подразделения в Ираке или Афганистане, – это тем в США, кто не принадлежит к верхним эшелонам власти, гарантированно не светит. И в этом поведение американской политверхушки ничем не отличается ни от России, ни от многих других стран, которые пытаются слепо копировать во всем американский опыт.
Поэтому американские избиратели уверены: раз демократы столь настойчиво топчут Трампа, значит, у них самих имеются некие грехи, от которых лучше отвести слишком пристальные взоры противников. И до сих пор ведь непонятно, кто лично и на каком уровне запустил в действие громоздкую вашингтонскую бюрократическую машину, которая будет исправно крутиться вплоть до самых выборов, хотя и вряд ли приведет к желаемому демократами результату.
Что касается американо-российских отношений и шансов на то, что они как-то изменятся к лучшему в нынешнем году, то они, похоже, нулевые. Сейчас даже в обозримой перспективе не найти в верхних эшелонах политической власти США ни одного политика, кто бы рискнул своим политическим капиталом хотя бы для минимального улучшения отношений с Москвой.
Что Трамп, что любой из его возможных сменщиков-демократов видят в России даже не столько вероятного противника, сколько раздражающую США помеху в осуществлении своих планов, прежде всего на постсоветском пространстве. Главным соперником в Вашингтоне давно уже «назначен» Китай, а стремящаяся с ним быть вместе Россия вызывает у политиков в США больше глухое недовольство, нежели реальное понимание полнейшего абсурда сложившихся нынче двусторонних даже не отношений, а некоего взаимного невоенного сосуществования.
Кстати, еще в середине прошлого года целый ряд американских политологов предсказывали, что в ответ на оголтелую кампанию по дискредитации со стороны демократов Трамп может к выборам продемонстрировать жесткость на внешней арене. Иран в этом списке демонстрации силы стоял на первом месте, далее шли КНДР, ИГ с «Аль-Каидой» (обе организации запрещены в РФ), Китай и Россия. Вот Трамп себя и показал избирателям и противникам-демократам, какой он решительный лидер. И не исключено, что покажет себя еще не раз – но, видимо, ближе к лету, когда станет уже понятно, кто из рядов Демократической партии станет его соперником на президентских выборах.
Вашингтон
комментарии(0)