После развала СССР республики с различным успехом попытались найти свой путь. Карта выполнена Михаилом Митиным
В следующем, 2021 году страны Центральной Азии и Южного Кавказа будут отмечать 30-летие независимости. Приближающаяся круглая дата дает повод проанализировать успехи независимых государств региона в развитии своих автономных политических и экономических систем, результаты встраивания в мировые цепочки производств.
Почти три десятилетия обособленного развития привели к значительному расслоению бывших советских республик по уровню национального богатства и специфике осуществления в них экономической деятельности. И это при том, что к 1991 году уровень жизни, образовательные стандарты были примерно схожи во всех странах. За редким исключением странам за прошедшее время не удалось серьезным образом переформатировать доставшиеся в наследство от СССР экономические, а в некоторых странах и политические модели.
Оценка инвестиционной привлекательности государства является хорошим маркером/индикатором при анализе системности работы государства как ответственного актора во внутриэкономической политике и на внешних рынках, ответственности его подхода в работе с негосударственными внутренними и внешними игроками.
В середине апреле команда аналитиков экспертного центра ECED представила второй доклад «Карта инвестиционной привлекательности стран Центральной Азии и Южного Кавказа». Первый был презентован в марте 2017 года. Оценка стран проводилась по целому комплексу параметров, которые оказывают влияние на инвестиционную привлекательность государства. Были проанализированы позиции стран в различного рода кредитных рейтингах и легкости ведения бизнеса. Изучались макроэкономические показатели, оценено развитие транспортной инфраструктуры, проанализирована политическая устойчивость и существующие риски для инвесторов.
Первый раздел исследования посвящен позициям стран региона в различных рейтингах. Базовыми для многих инвесторов являются индексы макроэкономической стабильности от трех ведущих рейтинговых агентств – Fitch, Moodys и Standart and Poors. Здесь обошлось без неожиданностей, страны с наилучшими в регионе и наиболее устойчивыми финансовыми системами – Казахстан и Азербайджан – имеют инвестиционные, то есть рекомендуемые для инвесторов, финансовые системы. Среди остальных стран ближе к всех к инвестиционному рейтингу оказались Грузия и Узбекистан. Последний начал вновь получать оценки агентств в 2018 году после долгого перерыва. Очевидным слабым звеном является Туркменистан, который с 2011 года не входит в оценочные листы агентств по причине недостоверности предоставляемой статистики.
Настоящее соревнование развернулось между странами в рамках ежегодного рейтинга легкости ведения бизнеса Doing business. Правительства стран региона в настоящее время стараются использовать параметры, анализируемые в рамках формирования рейтинга, чтобы улучшить бизнес-среду. И это приносит результаты: страны региона заметно усилили свое присутствие в верхней части рейтинга. Безусловным лидером в 2019 году стала Грузия, заняв итоговое 7-е место в глобальном рейтинге. Но прогресс по другим странам также впечатляет. Так, Азербайджан с 63-го места в 2016 году перепрыгнул на 25-е в прошлом, Казахстан за три года улучшил свои позиции с 49 до 28-го места. Стремительно улучшает свою бизнес-среду Узбекистан, переместившись со 150-го места в 2016 году до 76-го в 2019-м. Есть и негативные тренды. Армения ухудшила свой рейтинг с 35 до 47-го места, а Киргизия – с 67 до 80-го.
Второй раздел посвящен макроэкономическим показателям, размер экономики, емкость рынка, покупательская способность – ключевые факторы при принятии решения компании по выходу на новый рынок. В этой связи в рейтинге на первом месте находятся наиболее крупные страны региона – Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и Туркменистан. Самый емкий рынок – Узбекистан с населением 33,4 млн человек, но покупательная способность достаточно низкая с уровнем средней зарплаты 140 долл. в в месяц. Самый высокий показатель подушевого ВВП и средней зарплаты в Казахстане: 1160 долл. и 526 долл. в месяц, – который и занял первое место в рейтинге по данному показателю.
Транспортная доступность является важным фактором инвестиционной привлекательности. Так, будучи крупным рынком или успешным производителем, трудно реализовать свой инвестиционной потенциал, оставаясь страной, удаленной от мировых рынков. Неудивительно, что география при оценке данного критерия имеет ключевую роль. Но и здесь важно сбалансированное развитие. Например, Грузия, имея выгодное положение на пересечении транспортных маршрутов и располагая выходом к мировому океану, не может полноценно реализовать потенциал развития своих регионов из-за слабости развития внутренней инфраструктуры. Другой пример: зажатый дважды внутри континента Узбекистан за счет активного развития внутренних и внешних транспортных коридоров свою географическую удаленность превратил в инструмент развития за счет активизации торговли с соседями. Лидерами же в данном разделе стали Азербайджан, который системно развивает крупные транспортные проекты как внутри страны, так и субсидируя их развитие за рубежом, и Казахстан, также активно реализующий стратегию транзитного государства для транспортных потоков.
Наиболее важной с точки зрения готовности государств улучшать условия для ведения бизнеса, диверсифицировать экономику, развивать и поддерживать новые сектора экономики является оценка программ развития и инвестиционной политики. Эта сфера в отличие от наличия природных ресурсов, географического положения страны вполне рукотворна и может быть улучшена при наличии политической воли и желания развиваться. И здесь мы видим, что за редким исключением у государств региона отсутствует системный подход к своему развитию, постановке долгосрочных целей по экономическому росту. Такая же примерно картина и с инвестиционной политикой. И если на уровне законодательства страны стараются номинально иметь довольно прогрессивные законы по защите прав инвесторов, то на практике у бизнеса и иностранных инвесторов, как правило, практически нет реальных механизмов и институтов для защиты своих интересов перед государственными органами.
По двум важным критериям среди стран Центральной Азии и Южного Кавказа два безусловных лидера – Казахстан и Узбекистан, которые проводят системную, всеобъемлющую работу по развитию своих экономик и созданию благоприятной, комфортной для инвесторов политики. При этом если Казахстан традиционно выделяется на постсоветском пространстве своими многочисленными, амбициозными программами развития, то Узбекистан сделал стремительный рывок в разработке и успешной реализации целого комплекса отраслевых программ роста и развития, которые в целом вписаны в структурную пятилетнюю стратегию.
Согласно итоговому рейтингу инвестиционной привлекательности, 1-е место уверенно занял Казахстан, продемонстрировав, что даже на фоне протекающего в настоящее время транзита власти страна относительно своих соседей довольно успешно развивается, используя географические транзитные возможности и природные ресурсы. Нур-Султан повторил свой результат трехлетней давности. 2-е и 3-е место в этом году разделили Азербайджан и Узбекистан, набрав одинаковое количество баллов по совокупности анализа всех параметров. Три года назад Узбекистан был только в начале пути системного обновления и смог занять третью строчку. Все три государства-лидера имеют достаточно емкий рынок, запасы природных ресурсов и устойчивые политические модели, которые позволяют реализовывать экономический и инвестиционный потенциал.
Грузии благодаря своим прошлым успехам в реформировании удалось сохранить высокий уровень прозрачности и привлекательности перед зарубежными институтами, как и в 2017 году, она заняла 4-е место, не имея при этом заметных природных ресурсов и емкого рынка.
Киргизия, Армения и Таджикистан заняли соответственно 5-е, 6-е и 7-е места, повторив результаты прошлого рейтинга. Эти три республики имеют недорогую рабочую силу, ограниченные запасы полезных ископаемых, благоприятный климат для развития сельского хозяйства. В то же время республикам свойственна неразвитость инфраструктуры, узкий внутренний рынок, коррупция и бюрократизм, вмешательство государства в экономику, отсутствие у предпринимателей реальных механизмов защиты своих прав.
На 8-м месте, как и в прошлый раз, оказался Туркменистан, который, несмотря на наличие больших запасов углеводородов и имеющийся транзитный потенциал, не может реализовать свои большие возможности из-за жесткой политической модели, предполагающей серьезный контроль за любой экономической активностью в стране.
Подводя итоги, важно учитывать, что данный рейтинг очень относителен. Авторы сравнивали страны в обозначенном регионе и не включили в оценку других игроков. Ситуация кардинальным образом изменилась бы в верхушке рейтинга, если бы, к примеру, в его рамках были рассмотрены государства Восточной Европы, которые, так же как и выбранные страны, развиваются в условиях рынка те же 29 лет.
комментарии(0)