На фото Джейк Салливан, будущий помощник по национальной безопасности вступающего в должность президента США Джозефа Байдена. Фото REUTERS
Ситуация, которая наблюдается сегодня, является худшей с момента создания режима ядерного нераспространения, у истоков которого более 50 лет назад стояли Москва и Вашингтон. Нереалистично ожидать, что приход новой администрации в США снимет все препятствия сотрудничества с Россией в сфере контроля над вооружениями и нераспространения. Слишком велик груз взаимного недоверия для быстрого изменения сложившегося положения. Впрочем, имеются возможности для того, чтобы уже в конце января создать более благоприятную атмосферу для новых конструктивных усилий.
Первая такая возможность открывается в связи с приближающейся датой истечения действия Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) – 5 февраля 2021 года, что требует срочных мер для его продления. Без договора, который Москва характеризует как золотой стандарт в области разоружения, российско-американский формат контроля над стратегическими вооружениями окончательно рассыпается. Как указывал Владимир Путин в интервью Financial Times, если и этот договор прекратит существование, «то, по сути, в мире вообще не будет никаких инструментов, сдерживающих гонку вооружений».
Вступающий 20 января в должность президента США Джозеф Байден уже заявил, что «даст зеленый свет быстрому продлению на короткий срок» ДСНВ, чтобы затем начать с Москвой «более содержательные переговоры» по стратегической стабильности. По свидетельству источника телекомпании CNN, Байден считает важным вопросом продление ДСНВ, а также использование его в качестве «основы для новых договоренностей по контролю над вооружениями».
В интервью той же телекомпании в начале января будущий помощник Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан заявил: «Уверен, что Соединенные Штаты и Россия могут действовать в своих национальных интересах с тем, чтобы добиться прогресса в контроле над вооружениями и вопросах стратегической стабильности, уделить внимание угрозе, которую несет для всего мира ядерное оружие». По его словам, Байден поручил своим помощникам заняться этими вопросами «без промедлений, в первые же дни и недели работы новой администрации».
Как сообщил в минувшую субботу штаб Байдена, на пост заместителя госсекретаря по контролю над вооружениями и международной безопасности он выдвинул Бонни Дженкинс. В 2009–2017 годах она координировала программы по сокращению угроз в Бюро международной безопасности и нераспространения Госдепартамента. Также она была представителем по вопросам нераспространения в G7 и главой четырех саммитов по ядерной безопасности внутри этой организации.
Ранее министр иностранных дел РФ Сергей Лавров подчеркивал особую важность диалога между Россией и США для укрепления режима нераспространения и не исключил возможности пролонгации ДСНВ. Он отметил, что продление ДСНВ на максимальный срок в интересах как России и США, так и всего мирового сообщества. При этом команда 46-го президента США, в отличие от администрации Дональда Трампа, не заинтересована в том, чтобы превращать ДСНВ в заложника собственных амбиций и настаивать на заведомо нереалистичных запросах. «Если это действительно так, в чем еще предстоит убедиться, то шансы на достижение договоренности о продлении договора до истечения срока его действия в феврале 2021 года по-прежнему сохраняются», – считает Лавров.
Ключевым индикатором отношения администрации Байдена к американо-российскому контролю над вооружениями, по всей видимости, станет готовность или неготовность отделить эту проблему от других аспектов двусторонних отношений в условиях, когда эти отношения обещают быть сложными и по большей части конфронтационными. Так, продление ДСНВ будет, возможно, осложнено в связи с намерением Байдена наказать Москву за хакерский взлом более 250 американских правительственных и частных сетей, полагает New York Times.
Газета напоминает, что Трамп, который за четыре года вышел из ряда других договоров с Россией, первоначально настаивал на том, чтобы к двустороннему соглашению присоединился Китай, иначе США не продлят ДСНВ. Позже он отказался от этого требования. Но в преддверии президентских выборов переговоры о пролонгации договора утратили динамику либо из-за новых требований Вашингтона, либо из-за того, что в Москве пришли к выводу, что Трамп скорее всего проиграет.
Минувшей осенью российские переговорщики передали американским коллегам документы, разъясняющие позицию Москвы по вопросу ДСНВ. Путин тогда заявил, что речь идет о «предложениях по выработке нового уравнения безопасности». В нем, по словам президента РФ, учтены «все факторы, влияющие на стратегическую стабильность», а особый акцент сделан на «средства нанесения так называемого первого удара».
Замглавы МИДа Сергей Рябков, возглавлявший российскую делегацию на переговорах с США, уточнил, что в это уравнение должны быть включены новейшие типы вооружений, перспективные технологии и новые политические реалии. «Мы хотим, чтобы это уравнение включало в себя не только традиционные стратегические вооружения, такие как межконтинентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок и тяжелые бомбардировщики, но также все ядерные и неядерные вооружения, которые могут выполнять стратегические задачи», – сказал он.
Но представители Трампа предлагали России решить вопрос на условиях США: продлить ДСНВ на год, заморозив производство всех видов боезарядов, но так, чтобы это было верифицируемо, то есть с декларацией имеющихся арсеналов и последующим контролем. В Москве такой подход назвали не уравнением, а «требованием о капитуляции». Россия была согласна дать политическое обязательство не наращивать количество боезарядов, но не готова декларировать свои запасы тактических ядерных вооружений и допускать инспекторов на их производство.
В итоге в конце декабря спецпредставитель президента США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли подтвердил, что переговоры с Россией зашли в тупик. Вашингтон не согласился пролонгировать ДСНВ без всяких условий. «Мы не заинтересованы просто продлить Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. Этот договор… еле прошел в Сенате в 2010 году, – сказал Биллингсли. – Причины в том, что это плохая сделка для США. Соглашение покрывает 90% американских арсеналов и в то же время только 40% российских арсеналов».
По мнению руководителя Центра международной безопасности ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН академика Алексея Арбатова, скорее всего ДСНВ будет продлен. Однако предстоит уточнить несколько деталей, например о том, какие системы с российской стороны засчитывать. Россия согласилась, что ее новейшая система «Авангард» – баллистическая ракета с планирующим боевым блоком – должна подлежать зачету. То же относится к тяжелой межконтинентальной баллистической ракете «Сармат», которая в ближайшее время должна поступить на вооружение.
Вместе с тем возможны трудности юридического характера, сказал Арбатов «НГ». Если ДСНВ истечет и не будет продлен – а переговоры о новом договоре еще не начались, – то, конечно, возникнет тревожная ситуация. Хотя и она юридически и политически решается, если на то будет добрая воля сторон. Это может быть совместная декларация о том, что стороны не будут нарушать положения ДСНВ до тех пор, пока он не будет продлен. В конце концов нигде же не сказано, что договор должен быть продлен в тот же момент, когда истечет.
комментарии(0)