Кшиштоф Краевский получил назначение на новый пост от главы МИДа Збигнева Рау. Фото со страницы МИД Польши в Twitter
Назначение 57-летнего Кшиштофа Краевского чрезвычайным и полномочным послом Республики Польша в Российской Федерации после почти полугодового отсутствия в Москве главы дипмиссии гладким не назовешь. Более того, при нынешней власти, предвзято относящейся к следам ПНР в анкетах, оно вообще могло не состояться.
Казалось бы, уже сложилась биография карьерного дипломата: в МИДе с 1993 года, генконсул в Варне, пять лет посол в Азербайджане, почти столько же – в Болгарии. По возвращении в Варшаву из Софии в сентябре 2018 года – директор дипломатического протокола внешнеполитического ведомства, кем уже был между загранкомандировками. Солидный языковой запас: владеет английским, болгарским, немецким и русским языками.
В июне прошлого года стало известно, что 31 июля завершает четырехлетний срок пребывания на посту главы дипломатического представительства Польши в России Влодзимеж Марчиняк. 9 июля он пригласил небольшую группу российских журналистов на заключительную встречу. Дипломат практиковал беседы в формате off the record, во время которых открыто обсуждались нюансы российско-польских отношений. Но даже в доверительной атмосфере казался некорректным вопрос о его преемнике. Принято считать, что кандидатура будущего посла прежде должна быть объявлена на заседании Комиссии по иностранным делам Сейма – нижней палаты парламента. На этот же раз ее до обсуждения депутатами неофициально обнародовали СМИ (см. «НГ» от 21.07.20).
Предстать перед депутатами комиссии Краевский должен был еще 22 июля вместе с двумя дипломатами, готовящимися к работе в других странах. Однако этого не произошло. В последний момент представление кандидата МИДа на пост посла в Москве выпало из повестки дня.
Недоумение развеялось не сразу. Ведь речь шла об опытном дипломате, зарекомендовавшем себя на длительной зарубежной работе. К тому же известно его как главы протокола МИДа сотрудничество с канцелярией президента Анджея Дуды: без участия Краевского не обходится организация приемов высоких иностранных гостей и сопровождение главы государства на встречах с лидерами зарубежных стран. Более того, портал Onet, ссылаясь на свои источники, утверждает, что Дуда сам предложил ему вакантную должность в Москве.
Ларчик открывался просто. Стало известно, что кандидатуру Краевского заблокировала группа депутатов правящей партии «Закон и справедливость» (ЗиС), а выразителем их мнения оказалась вице-маршал Сейма Малгожата Госевская, член Комиссии по иностранным делам. Причиной стало «неправильное» прошлое кандидата: выпускник политологии в области международных отношений Варшавского университета Краевский работал советником в аппарате Совмина в конце 1980-х, то есть во времена социалистической Польши, что само по себе вызвало сомнения. Сама Госевская опровергать ничего не стала, но просила «не переоценивать ее влияния». Скандал, как пишут, дошел до Ярослава Качиньского. Лидер ЗиС якобы согласился подождать с назначением в Москву, а своим депутатам порекомендовал урегулировать спор и принять решение в своем кругу.
Внешнеполитическое ведомство на этот счет откликнулось так: «МИД не комментирует кадровую политику, а кандидат на пост посла в Российской Федерации будет представлен в Комиссию по иностранным делам Сейма Республики Польша своевременно».
А замглавы МИДа Шимон Шинковский, будучи в Сейме, пообещал встревоженным депутатам от оппозиции, что кандидат будет представлен на следующем заседании комиссии, хотя и не стал заверять, что будет заявлена та самая фамилия.
Неприглядную ситуацию польские СМИ назвали «демонстрацией депутатской силы» ЗиС, вложив вопрос о назначении посла в России в более широкий контекст. В его основе многолетние трения партии власти с МИДом, который с момента второго прихода к власти ЗиС в 2015 году постепенно терял силу и стал лишь теоретически отвечать за внешнюю политику. Главные директивы и указания шли в основном не столько из президентского дворца, сколько из офиса правящей партии. Они касались не только удовлетворения амбиций, вроде упертости не уступать Брюсселю и противостоять всему, что делает Москва. Важным было кадровое наполнение, которое осуществлялось лояльными к правящей партии людьми, не обязательно обладающими накопленным дипломатическим багажом. Прошла ротация среди руководящих сотрудников в центральном аппарате и массовый отзыв послов (86 из 101). Утратил МИД и некоторые свои полномочия, перешедшие в другие ведомства. Такие, к примеру, как ведение внешней политики в странах Евросоюза, которое теперь осуществляется экс-главой польской дипломатии, а сейчас министром по вопросам ЕС в структуре Совмина Конрадом Шиманьским (см. «НГ» от 11.11.19).
Между прочим, и в первый приход к власти ЗиС, когда в 2006 году тогдашний президент Лех Качиньский назначил премьер-министром брата-близнеца Ярослава, в МИДе прошла масштабная кадровая чистка. Тогда для нее был использован формальный повод: вступил в силу закон о государственном кадровом ресурсе, при котором любая новая власть могла без конкурса укомплектовывать административные должности своими людьми. Это коснулось и дипломатов. Началось же «проветривание» ведомства с символического жеста: в коридорах МИДа со стен сняли портреты восьми предыдущих министров, которых обвиняли в пособничестве советским и российским спецслужбам. Потом было принято решение вычеркнуть из истории польской дипломатии всех руководителей МИДа времен социалистической Польши.
Как бы то ни было, но во все времена посольство в России оценивалось польским МИДом как наиболее стратегически важное наряду с диппредставительствами в США и Германии.
Краевского в непрофессионализме не упрекнешь. Он выгодно отличается дипломатическим опытом и известен непринужденным умением находить контакт с людьми. Председатель Комиссии по иностранным делам Збигнев Рау (ЗиС), словно оправдываясь, уверял, что «ничего не знает» о противодействии коллег по партии, а снятие с обсуждения вопроса о посольстве в Москве связал с намерением МИДа более тщательно подготовить представление кандидата. Пикантность тут в том, что Рау спустя месяц возглавил внешнеполитическое ведомство, а 23 декабря вручил Краевскому назначение на работу в Россию.
Стенограмма обсуждения кандидатуры Краевского на заседании парламентской комиссии занимает несколько страниц убористого текста. Прежде чем попасть под обстрел вопросами представителей разных фракций, дипломат изложил свою концепцию деятельности в Москве. «В минувших десятилетиях не удалось выработать такую формулу польско-российских отношений, которая позволила бы назвать их добрососедскими», – сказал он.
Каковы взгляды и намерения, чтобы привести их к нормализации? Вот тезисы выступления Краевского. Во главе угла – межличностные контакты, целью которых должно быть преодоление функционирующих в России стереотипов о поляках, воспринимаемых как русофобы, и влияние на изменение негативного имиджа Польши в российских СМИ. Возобновление общественного диалога. Трансграничное сотрудничество с Калининградской областью и экономические контакты между регионами. Развитие двусторонних политических отношений. Сожаление, что российская сторона приостановила участие в совместной Группе по сложным вопросам, а политика России в отношении Польши заключается в попытке формирования неравноправных отношений посредством дезинформации, фальсификации истории и попыток дискредитировать страну на международной арене, в том числе в Европейском союзе. Напоминание об отказе вернуть Польше обломки пострадавшего в авиакатастрофе под Смоленском президентского самолета Ту-154 по трудным для понимания причинам.
Краевский подчеркнул, что проблем в сложных отношениях с Россией много, а будут и новые после пандемии коронавируса. Он завершил свое выступление известной цитатой из первой части «Воскресения» Льва Толстого «Люди как реки…», добавив, что его миссия открытия конструктивных и позитивных человеческих качеств имеет смысл.
Редкий случай: все депутаты комиссии проголосовали за номинацию кандидата.
Краевскому предстоит трудная дипломатическая миссия. Недавно пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что отношения России и Польши сегодня находятся на самом низком уровне, что противоречит интересам двух стран. А президент Дуда подписал новую Стратегию национальной безопасности страны, в которой основной угрозой называется Россия.
В ушедшем году пандемия COVID-19 не позволила состояться традиционной встрече польского президента с дипломатическим корпусом. Дуда нашел выход из коронавирусного положения. По случаю Дня заграничной службы он пригласил в президентский дворец главу МИДа Рау, которому передал послание всем польским дипломатам.
В нем в первую очередь обращалось внимание на присутствие страны в НАТО, в рамках которого подчеркивались особые отношения с Соединенными Штатами и странами так называемого восточного фланга. Причем трансатлантические отношения оценивались как ключевые для архитектуры европейской безопасности. Дуда счел нужным отдельно сфокусироваться на регионе за восточной границей: «Мы не забываем – и постоянно напоминаем другим европейцам – о нашем восточном соседстве. Мы поддерживаем справедливое стремление белорусского народа свободно выражать свою политическую волю. Мы последовательно поддерживаем территориальную целостность Украины и призываем развивать экономическое сотрудничество с этой страной. В то же время мы решительно выступаем против проводимой на востоке от Польши российской политики имперских вмешательств, нарушения принципов закона и несоблюдения прав человека».
комментарии(0)