0
19099
Газета Интернет-версия

14.02.2021 16:34:00

Российско-казахстанские отношения проходят тест на доверие

Представители нетитульной нации вытесняются из государственной сферы союзника РФ

Станислав Притчин

Об авторе: Станислав Александрович Притчин – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН.

Тэги: россия, казахстан, сотрудничество, экономика, население, состав, политика, язык, латинизация, история


3-11-1480.jpg
Президент Касым Жомарт Токаев по-прежнему
считает РФ партнером. Фото Reuters
Казахстан и Россия являются ближайшими соседями и важнейшими союзниками не только на постсоветском пространстве, но и в целом на международной арене. И это не искусственно выстроенная геополитическая конструкция. Характер взаимоотношений государств определяется уникальной географической данностью – самой протяженной в мире государственной границей длиною 7,5 тыс. км. Это предопределяет высочайший уровень взаимозависимости в сфере безопасности, экономики, гуманитарных вопросов, ведь вдоль границы расположены 12 российских и 7 казахстанских регионов.

По оценкам Евразийского банка развития, в приграничных регионах России и Казахстана проживает свыше 30% населения Казахстана и 18,5% – РФ. Валовой региональный продукт (ВРП) приграничных регионов Казахстана составляет 40% ВВП Казахстана, а ВРП приграничных регионов Российской Федерации – 20% ВВП РФ.

Такая особенность двусторонних отношений в институциональном измерении получила достаточно уникальный формат взаимодействия – Форум приграничного сотрудничества, который ежегодно проходит под председательством глав государств и собирает глав приграничных регионов Казахстана и России.

Страны очень активно развивают гуманитарные и образовательные связи. Так, в российских вузах обучаются около 74 тыс. казахстанских студентов, в том числе свыше 30 тыс. – на средства российского бюджета.

Комплекс российско-казахстанских двухсторонних соглашений впечатляет и является, пожалуй, одним из самых всеобъемлющих для постсоветских стран. Всего договорно-правовая база включает более 300 соглашений. Среди них такие важные, как Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (1992), Декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие (1998), Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о добрососедстве и союзничестве в XXI веке (2013).

Важно отметить, что Россия и Казахстан являются ядром евразийской интеграции на постсоветском пространстве. С учетом высокой транспортной и экономической взаимозависимости на момент распада СССР было очевидно, что для сохранения промышленного потенциала, существующих промышленных цепочек, разделенных появившимися государственными границами, необходимо создавать условия для развития общего рынка. Именно поэтому Россия и Казахстан выступили инициаторами создания Евразийского экономического союза, который начал свою работу в 2014 году.

Россия является одним из крупнейших инвесторов в казахстанскую экономику, накопленные инвестиции России в Казахстане составляют почти 13 млрд долл., казахстанские в Россию – 4 млрд долл. Согласно официальной статистике, создано и работают около 6,5 тыс. совместных предприятий.

На международной арене страны также в основном выступают со схожих позиций и поддерживают друг друга. Так, многие внешнеполитические успехи Казахстана были достигнуты при серьезной поддержке российской дипломатии. Здесь важно отметить и председательство республики в ОБСЕ в 2010 году, и проведение представительных форумов по решению актуальных международных проблем, таких как, например, Астанинский формат по урегулированию ситуации в Сирии.

Несмотря на успешный опыт сотрудничества на протяжении 30 лет независимости Казахстана и такие позитивные вводные для союзничества, отношения России с Казахстаном в последнее время подвергаются испытанию множеством конфликтных точек и ростом скрытого напряжения, обусловленных как внутренними причинами, так и глобальными тенденциями.

Очередным испытанием на прочность стали недипломатичные высказывания российских депутатов Государственной думы Вячеслава Никонова и Евгения Федорова в декабре 2020 года и реакция на них казахстанского общества и руководства. При этом важно отметить, что ни один из упомянутых депутатов не является официальным спикером по тематике отношений и не выражает официальную дипломатическую линию России в отношении своего ближайшего союзника, что и было несколько раз подчеркнуто российским МИДом после инцидента.

Несмотря на проведенные консультации и урегулирование инцидента на дипломатическом уровне, информационная кампания в Казахстане продолжилась с той же интенсивностью и охватом, а риторика и аргументация выступающих, среди которых были отмечены и будущие члены парламента республики, далеко выходили за рамки, приемлемые для двусторонних отношений.

Вообще существует определенная асимметрия в информационном взаимодействии России и Казахстана в отношении друг друга, которая время от времени создает дополнительное напряжение в отношениях. В силу доступности российских медиа в Казахстане ни одно упоминание республики не уходит от внимания казахстанской общественности, а любая некомплиментарная оценка воспринимается крайне негативно. В то же время казахстанская пресса и блогосфера, особенно казахоязычная ее часть, в лучшем случае остаются уделом небольшой группы российских экспертов, при этом уровень недипломатичности и некорректности и там порою повышен и совершенно не соответствует духу двухсторонних отношений.

В условиях набирающей популярность национально-патриотической идеологии в Казахстане, к сожалению, складывается ситуация, при которой российско-казахстанские отношения становятся заложником внутриполитических процессов.

Одним из самых острых камней преткновения в новых условиях является история. Казахстанское общество именно в пересмотре и реконструкции своей истории ищет опору для укрепления национального самосознания. Растет общественный запрос на популяризацию только тех периодов и сценариев, которые отвечают интересам укрепления роли казахского этноса. Как следствие, периоды совместного проживания казахстанского и российского народов в одном государстве, а это более 200 лет совместной истории, как правило, рассматриваются как негативно сказавшиеся на развитии страны, и наоборот, любые сценарии борьбы за независимость воспринимаются как наиболее важные для нее.

При этом совместная работа архивных служб двух стран, взаимодействие профессиональных историков, увы, никак не влияет на общественный дискурс в Казахстане, так как компетентный, с опорой на источники совместный труд не является аргументом в эмоциональном споре про историю и идеологию.

Запрос на усиление национально-патриотической идеологии приводит к постепенному вытеснению казахстанцев неказахской национальности из политической сферы. Так, по итогам парламентских и муниципальных выборов, прошедших в начале января 2021 года, представительство неказахов сократилось в законодательных органах власти по сравнению с прошлыми составами.

Продолжен курс на латинизацию казахстанского языка и в целом усиление роли казахского языка в политической жизни. Все эти процессы, с одной стороны, отражают объективные изменения этнического состава казахстанского общества – доля казахов в годы независимости системно растет, достигнув, по разным оценкам, 70% в 2020 году, доля же остальных этносов постепенно снижается. Но, с другой стороны, изменение политической и лингвистической карты Казахстана заметно сокращает возможности для нетитульных наций найти свое место в республике и толкает их на отъезд из страны, что заметно сказывается на динамике эмиграции в последние годы.

При сохранении нынешних тенденций в двусторонних отношениях Россия и Казахстан уже в среднесрочной перспективе рискуют потерять достигнутый на сегодняшний день уровень доверия. Потенциальная эрозия существующей нормативно-правовой, институциональной, гуманитарной базы в двухсторонние отношения не принесет ни политических, ни экономических дивидендов ни одной из сторон, зато будет расти число конфликтов и напряженностей.

Основной риск здесь заключается в том, что в условиях растущего запроса на популизм и простые решения сложных задач пространство для маневра правительства в угоду популярных решений будет сокращаться. Как итог правительство будет вынуждено ориентироваться за растущие запросы национал-патриотической части общества в ущерб национальным интересам на международной арене, в отношениях с соседями. n



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Дмитрий Тараторин

Аналитики выяснили, какой образ будущего для Белоруссии выбирают ее граждане

0
1164
Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Игорь Субботин

Поставки боеприпасов стали мостом между Вашингтоном и Анкарой

0
1196
ИИ способен лишить работы восемь миллионов британцев

ИИ способен лишить работы восемь миллионов британцев

Данила Моисеев

Ученые призвали правительство и бизнес отнестись к рискам внедрения новых технологий осознанно

0
820
Региональная политика 25-28 марта в зеркале Telegram

Региональная политика 25-28 марта в зеркале Telegram

0
267

Другие новости