Судя по словам главы исландской дипломатии Гудлёйгура Тора Тордарсона, его страна давно форсирует связи с богатой ресурсами Гренландией. Фото Reuters |
Примечательно, что на этой платформе под занавес своего председательства в АС МИД Исландии неожиданно презентовал международной общественности подготовленный по его заказу эпатажный экспертный доклад «Гренландия и Исландия в Новой Арктике». Документ оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, налицо желание Рейкьявика помочь «Зеленой земле» с «суверенизацией» в Арктике, с другой – ощущается по отношению к острову высокомерное «покровительство старшего брата».
Презентацию доклада предварило вступительное слово главы исландской дипломатии Гудлёйгура Тора Тордарсона, выразившего сожаление по поводу отсутствия в силу «внутренних обстоятельств» гренландского партнера. Дело в том, что грезящая независимостью Гренландия – все еще часть Датского королевства, хотя и наделенная, согласно «Закону о самоуправлении Гренландии» (2009), широкой автономией. Кстати, вопрос разграничения континентального шельфа в Арктике вблизи Гренландии, в том числе с РФ, пока находится в компетенции Копенгагена.
Интерес Рейкьявика к «Зеленой земле» отнюдь не праздный. Часть гренландцев в отличие от превалирующего эскимосского населения (более 80%) имеет общие скандинавские корни с исландцами. История восходит к Х веку, когда на остров высадился покинувший Исландию из-за кровавой мести викинг Эрик Торвальдсон Рыжий. В докладе предлагается культивировать в Гренландии наследие этого викинга. Присущ Исландии и экономический интерес к острову, богатому полезными ископаемыми, в том числе редкоземельными металлами, влекущими не только Рейкьявик, но и Вашингтон, и Пекин. Недаром США дважды безуспешно пытались выкупить Гренландию у Дании, а Китай инвестирует в экономику острова. В докладе акцентируется целесообразность создания Исландией совместных предприятий с гренландцами по переработке редких металлов.
Исландия давно форсирует связи с «Зеленой страной». В 2013 году она открыла дипмиссию в Нууке, гренландской столице, а в 2018-м появилось представительство Гренландии в Рейкьявике. Но в АС интересы острова по-прежнему представляет датская дипломатия, ибо его членом является Дания. В связи с этим нельзя исключить, что в мае эхо презентации упомянутого доклада докатится до министерской встречи АС, характер которой в год 25-летия совета может стать юбилейно-драматическим. Разбираться же с назревающим конфликтом интересов в АС придется, видимо, председательствующей в 2021–2023 годах России и сменяющей ее Норвегии. Окончательная же точка будет за председательством Дании в 2025–2027 годах.
Презентовал доклад председатель авторского коллектива экс-министр иностранных дел Исландии Оссур Скарфединссон. Он же отвечал на заранее отобранные вопросы международной аудитории. Любопытно, что первым был озвучен мой вопрос касательно «перспектив взаимодействия Гренландии и Исландии с Россией, в том числе в Арктическом совете».
Скарфединссон развернул ответ с показным энтузиазмом, видимо, понимая неизбежность напряженной ситуации в АС вследствие негативной реакции Дании на исландско-гренландский демарш. Отмечая, что «у Исландии, невзирая на ее членство в НАТО, исторически сложились с Россией хорошие отношения», он напомнил, что «неоднократно встречался с Сергеем Лавровым, в том числе в АС», и добавил, что «хорошо знает ход мыслей России». Апеллируя к «деликатности России в отношении малых наций» и акцентируя «дипломатическую маневренность Гренландии между великими державами», Скарфединссон резюмировал: «После получения независимости Гренландии для всех троих сложатся хорошие перспективы».
Так в чем «новизна Арктики»? Увы, новое – это реликты эпохи холодной войны. Россия, величайшая арктическая держава, в докладе упоминается мимоходом в контексте интернационализации транспортных артерий «Новой Арктики», которые откроются в результате глобального потепления в 2040–2050-е годы. Речь о судоходстве по Северо-Восточному проходу, основу которого составит российская национальная трасса «Севморпуть», по Северо-Западному проходу, находящемуся большей частью под юрисдикцией Канады, и по Центральному морскому пути, который пройдет по центру Северного Ледовитого океана.
Россию вновь помянули как главного милитариста высоких широт. Ее опять рассматривают как угрозу региону, но теперь из-за партнерства с КНР, упрочивающей свое присутствие в Арктике. Кстати, не в последнюю очередь в Исландии и Гренландии.
Относительной новизной можно считать отход экспертных оценок от иллюзорной бесконфликтности Заполярья. Не случайно старшее должностное лицо РФ в АС Николай Корчунов недавно констатировал «признаки нарастания конфронтационности и военной эскалации» в регионе. Но это не исключает конструктивное и плодотворное взаимодействие в целях устойчивого развития Арктики и борьбы с трансграничными угрозами и изменением климата. На это заточены приоритеты российского председательства в АС и обновленная нормативная база арктической стратегии РФ («Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года», «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»).
А зарождающуюся напряженность в АС председательствующей России будет комфортнее урегулировать через обсуждение на традиционном российском международном форуме «Арктика – территория диалога», который из-за эпидемиологической ситуации пока перенесен с мая на декабрь 2021-го.
комментарии(0)